Критерии психического здоровья
Психолог Илья Плужников о поведенческой психологии, методах анализа психического здоровья и функциональном поведении.
Это одна из самых сложных тем. Можно сказать, что это часть более широкой темы: проблемы нормы и патологии. В большинстве определений здоровья, в том числе психического, подчеркивается, что здоровье — это не столько отсутствие благополучия, не столько отсутствие симптомов, то есть это не только норма, а это еще что-то.
Если выделить главный критерий здоровья согласно базовому определению, которое встречается в литературе, то это норма, где есть какая-то добавка — добавка не в виде симптомов, а в виде, условно говоря, позитива: творческое отношение к действительности, трансформация действительности, активная жизненная позиция и активное действование в реальности.
В разных психологических концепциях эта добавка трактовалась по-разному. Начнем с психоанализа. Следует сказать, что изначально психоанализ — клиническая концепция и симптомы, объяснение природы симптомов всегда были для него важнее, чем изучение здоровья.
Но в любой психологической концепции, которая занимается клиникой и хочет найти концепцию, чтобы исцелять пациентов, должно быть свое представление о том, что такое не столько норма, сколько здоровье — к чему стремится специалист, выводя пациента из симптома. Если с точки зрения психоанализа природа психического расстройства пациента кроется в подавленных бессознательных влечениях, ранних детских травмах, подавленных переживаниях, фрустрациях, то очень интересно, как Фрейд, его ученики и соратники трактуют здоровье.
Фрейд говорит, что психическое здоровье с точки зрения психоанализа — это любить и работать (это его знаменитая идиома). Любить и работать — это та добавка, которую он выделяет. Кроме того, что не должно быть симптомов, должен быть какой-то продукт.
Это не столько реализация инфантильных, примитивных, либидинальных тенденций, то есть тенденций сексуальных (психоанализ очень много внимания уделяет подавленной сексуальности), сколько зрелая сексуальность, которая присутствует не только на телесном уровне, но и на уровне привязанности.
Когда он говорит «работать», то имеется в виду, что он может созидать, в своей жизни реализовывать некое творческое начало. Психоаналитики говорят, что интеллектуализация и сублимация как защитные механизмы, то есть переведение инфантильных и примитивных сексуальных тенденций в творческое русло, — это характеристика зрелой и здоровой личности.
Где-то в 1950–1960-е годы психоаналитики обратили внимание на то, что их пациенты — это не только сгусток деструктивной и сексуальной энергии (как Фрейд говорил, кипящий котел страстей), а они поняли, что их пациенты думают, у них есть мышление и интеллект, и они начали развивать когнитивную психотерапию. Параллельно с этим поведенческие психологи (бихевиористы) решили направлять теорию поведенческой психологии на русло практики.
Возникло крупное направление, которое сейчас называется когнитивно-поведенческая психология, когнитивно-поведенческая психотерапия. Она является второй колонной в мировой научной психологии, которая противостоит психоанализу. Идея заключается в том, что природа психического расстройства связана с неправильной переработкой информации, то есть это когнитивные ошибки в трактовке реальности, искажение восприятия реальности и дисфункциональное поведение. Какое может быть дисфункциональное поведение? Например, избегающее: в ответ на стресс человек от него уходит. Или агрессивное: он нападает и тем самым нарушает какие-то нормы.
Если болезнь представляется как нарушение переработки информации и нарушение поведения, то здоровье — это адекватное, эвристичное поведение: переработка информации от окружающей среды в целях адаптации человека наиболее компактным и быстрым способом и некое функциональное поведение.
Но функциональное поведение, когда мы говорим о какой-то созидательной добавке, — это не избегание, не агрессия, а это нечто посередине. Это не просто игнорирование конфликта, а это определенное взаимодействие со стрессовой ситуацией. Это ассертивное поведение, уверенное поведение: спокойно сказать какому-то человеку, который эскалирует конфликт, что так делать нежелательно, поскольку это может привести к каким-то последствиям. То есть спокойное реагирование и доведение информации до разжигателя конфликта с помощью слов.
Третий подход — это экзистенциально-гуманистическая психология, которая тоже противостоит психоанализу. Она начала свое развитие с работ философов-экзистенциалистов и практикующих психоаналитиков, которые, в отличие от Фрейда, решили посмотреть в глаза своим пациентам, а не просто их класть на кушетку и анализировать их ассоциации. Гуманистическая психология обычно ассоциируется с именем психолога Карла Роджерса.
Здоровье здесь понимается не просто как отсутствие симптомов, а как постоянное развитие, постоянное проектирование своего бытия, постоянное осознавание себя в мире, осознание экзистенциальных конфликтов (конфликтов одиночества, конечности жизни).
Патология связывается с тем, что какие-то факторы фрустрируют развитие. Я бы хотел подчеркнуть, что, когда мы говорим о психическом здоровье, мы всегда должны понимать, что это не только норма, но и еще какая-то добавка, которая говорит о созидании и творческом начале в человеке.
Источник: postnauka.ru
Читайте на Зожнике:
Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет
Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач
Эмоциональное выгорание: стадии, что делать и кто виноват