Вегетарианское мясо: как Beyond Meat и Impossible Foods делают революцию в мясной индустрии
Что не так с мясной индустрией?
Отбросим пока этические мотивы и обратим внимание на экономику мясного потребления. Человек любит мясо. И вместе с ростом своей популяции человечество буквально съедает ресурсы планеты. На сегодняшний день для прокорма «царя природы» содержится примерно 23 млрд куриц, 1,5 млрд коров, по 1 млрд свиней и овец.
Всю эту ораву тоже надо постоянно кормить, поэтому целых 83% сельскохозяйственных земель используются для прокорма скота и птицы (Poore, Nemecek, Science, 2018) и это целых 26% всей поверхности суши. То есть, для прокорма нашего мясного корма уже сейчас задействовано четверть поверхности планеты.
И еще одна важная деталь: все эти животные производят примерно такое же количество выбросов газов в атмосферу, как весь автомобильный, авиа- и судоходный транспорт (всего около 15% от всех выбросов парниковых газов). Мы уже нагрели планету примерно на 1 градус цельсия и скорость нагрева увеличивается (подробнее об этой главной, на наш взгляд, проблеме человечества через несколько десятков лет — в тексте «Что с Землей? Она нагревается«).
Группа ученых по Climate Change при ООН считает, что обычного уменьшения выбросов в атмосферу будет недостаточно для спасения планеты от перегрева в будущем и потребуется также и уменьшить потребление мяса животных.
При этом эффективность этой системы крайне низкая: только около 3% калорий, съедаемых животными, конвертируется в калории в их мясе. Пока что планета выдерживает такой неэффективный подход к ресурсам и способна прокормить населяющие ее 7.7 млрд людей (данные на апрель 2019). Однако когда (или если) количество людей достигнет 15, 20, 30 млрд и более — мясное потребление не может оставаться таким же — ресурсов планеты просто будет недостаточно, чтобы кормить мясом других живых существ такое количество людей.
Есть еще и этический аспект: ежегодно умерщвляются миллиарды животных, многие из которых перед этим всю свою жизнь содержались в «нечеловеческих» условиях. При таких объемах производства уже просто невозможно обеспечить им достойную жизнь.
Набирающее популярность этическое вегетарианство — важное движение, способствующее сохранению планеты для наших детей и их детей. Главный стопор этого движения — мясо вкусное. Кроме того оно еще и содержит много важных для человеческого организма веществ, которые, впрочем, можно получать и из других источников.
Новые технологии: вегетарианское мясо стало доступным и вкусным
Компания Beyond Meat выпускает вегетарианское мясо, которое сейчас уже продается более чем в 30 000 точек — в супермаркетах типа известного в США Whole Foods или в сетевых ресторанах Carl’s, Jr и TGI Friday’s.
Beyond Meat вовремя оседлала волну изменений и выросла на энергии спроса с момента своего основания в 2009 году до крупного производителя, который оценивается сейчас в $1,5 млрд.
Продукция компании предназначена не только для вегетарианцев, она для людей, которые могут просто снизить потребление мяса (что, кстати, полезно для здоровья — сейчас эксперты рекомендуют уменьшить поедание мяса примерно до 500 г в неделю). Получается выгодно для всех сторон: потребителя (вкусно, полезно), планеты (меньше влияния на окружающую среду) и бизнеса (зарабатывают деньги и развиваются). Но, как в поговорке, не бывает сразу и хорошо, и быстро, и дешево — выбирайте два. Цена на мясные котлеты не из мяса пока что кусается: к примеру 2 пачки котлет весом по 227 г стоят на Amazon $71.2, а 16 унций мяса (453 г) — $38.95.
Мясо Beyond Meat делается из растительных источников и по сравнению с обычным мясом на его производство уходит на порядки меньше ресурсов: оно требует на 99% меньше воды, на 93% меньше площади земли и в процессе создания выделяется на 90% меньше газов в атмосферу.
Вкус и состав вегетарианского мяса
И это очень важный вопрос: как оно на вкус? Способно ли удовлетворить любителя мяса? В Beyond Meat говорят, что их цель — чтобы мясо выглядело, готовилось и на вкус было таким же как обычное.
Самая честная оценка — это рост продаж: в первом квартале 2019 Beyond Meat продала мяса на $40.2 млн., это примерно в 3 раза больше, чем годом ранее.
Кстати, бургер Beyond можно попробовать и в России за 680 рублей — об этом писали vc.ru.
Чтобы повторить вкус обычного мяса, в Beyond Meat вложились в исследования: изучали молекулярную структуру мяса, разбивали ее на «блоки»: белок, жир, минералы и воду. Затем они искали, какие растения больше всего подойдут, чтобы воссоздать эту структуру, текстуру, цвет и вкус. Ингредиенты Beyond Meat включают: изолят белка из гороха, рисовый белок, картофельный крахмал, сок свеклы, рапсовое и кокосовое масла. В продуктах нет сои и глютена.
Вот так выглядит состав котлет для бургера:
Обратите внимание, что количество белка (20 г на порцию 113 г) и калорий (290 на порцию 113 г) вполне соответствует обычному мясу.
Индустрия и конкуренты
Beyond Meat — самая известная, но не единственная компания на этом перспективном рынке, активно действует ее конкурент — Impossible Foods.
Состав нутриентов у Impossible Foods, количество белка и калорий похоже:
А вот так выглядят котлеты Impossible Foods:
Австрийская компания Rebel Meat предлагает не совсем избавиться от мяса в бургере, но значительно уменьшить его долю в мясе за счет грибов:
При этом они также нажимают на тему с окружающей средой: утверждают, что их бургер спасает атмосферу от 1,5 кг парникового газа CO2 и более 1000 литров воды (которые выпивали бы животные в процессе выращивания своих мышц, которые заменили в продукте грибной составляющей).
В развитых странах население уже сознательно поддерживает долларом и евро продукты, способствующие сохранению окружающей среды. По информации CNBC 16% американцев избегают покупать продукцию из животных по причине, связанной с влиянием на экологию. И уже сейчас потребление мяса в США на душу населения — на треть меньше, чем в 70-х годах.
Пока что растительное мясо стоит дорого — как и любой высокотехнологичный продукт в начале своего жизненного цикла, но это — первые ласточки мясной индустрии будущего.
Максим Кудеров для Зожника
Читайте также на Зожнике:
3 принципа осознанного отношения к фитнесу