Руслан Клейтман: что такое йога
Известный во всем мире учитель йоги, философ, автор 500-часового курса подготовки учителей йоги Руслан Клейтман рассказывает о том, что такое настоящая йога.
Что такое йога
Руслан, скажите: йога, которую преподают в фитнес-залах на групповых занятиях, насколько отличается от йоги, которую преподают очень крутые учителя?
Нужно иметь какой-то критерий, того что есть йога. Кто такой йог? Это тот, кто спит на гвоздях, обязательно вегетарианец, стоит по несколько часов на голове? Должен быть какой-то критерий, который определит, чем человек занимается, йогой или чем-то другим.
Для ответа на эти вопросы мы можем обратиться к авторитетным текстам: например, «Йога-сутры» Патанджали, написанная ориентировочно за 200 лет до н.э. Во второй сутре он четко определяет, что есть йога: если перевести с санскрита, йога – это отсутствие мыслеформ образования в сознании. Иначе говоря, йога — это состояние, а не набор действий, которые нужно делать.
Фитнес-йога – это не йога.
Что это за состояние, можете описать его понятно?
Все мы немножко знакомы с буддизмом и слышали слово «нирвана». «Нир» – это отрицание, как наше «вне», а «вана» – можно перевезти как дуть. Получается – вне дыхания. Нирвана – это состояние невовлеченности. В йоге мы называем это состояние самадхи, это состояние суперсознания, гиперосознанности, его также можно назвать просветлением, освобождением. Вы сливаетесь со всем мирозданием. Если вы религиозны, то можно сказать — с Богом, если не религиозны – со своим высшим Я. В этом состоянии вы четко понимаете, у вас есть опыт того, что вы – душа, которая бессмертна, которая не связана с этим телом. Тело – это просто оболочка. С этим знанием вы уже не тот кто вы были, тот исчез. Однажды пережив этот опыт, мы его уже не можем забыть. Это как однажды испытав оргазм, мы уже не можем забыть это состояние и стремимся испытать его вновь.
Достижение этого состояния является целью йоги. Возможно практикующий достигнет этого состояния в этой жизни, а может, ему потребуется множество жизней, чтобы туда добраться. Йогин – это тот, кто на пути к этому состоянию, а не тот, кто ноги за голову закидывает.
Путь к самадхи
Сколько времени нужно обычному человеку, по вашему опыту, прежде чем он может испытать состояние, которое вы описываете?
Обычно если человек пришел в правильное место к хорошим людям, ему удается сразу испытать частичку это ощущения. Йога выдает аванс. Сразу, без работы даёт заглянуть в щёлочку. А потом занимает годы, если не жизни чтобы полностью окунуться в безграничное.
То есть в это состояние можно попасть на первом же занятии?
Мимолетно, да. Ощутить радость отрешения. Здесь, понимаете, когда человек вовлечен постоянно в эту крысиную беготню, он свыкается и отождествляет себя с мыслями, с эго, он не в теле. Он живёт в голове. Мы смотрим всегда наружу, мы хотим знать, что там происходит, чтобы ориентироваться в пространстве. В древности это нам помогало выжить, мы постоянно должны были слушать, не идет ли опасное животное, которое нас съест, или наоборот — которое мы можем съесть.
А теперь мы дошли до такого состояния, что лучи нашего сознания все время направлены наружу, и мы все ищем, как себя развлечь. Даже чтобы сходить в туалет, нам все время нужно прихватить смартфон, журнальчик, а если забыли, то читаем состав с бутылки шампуня. Нам все равно, откуда информация идет и что это за информация. Мы по привычке просто продолжаем формировать мысли. Мы в голове. Мы не здесь и сейчас, мы живём на ментальном плане.
И вот мы приходим в йогу, на первое занятие, потянулись, что-то поделали, вдруг мы почувствовали свое тело. И внимание направилось не во внешнее, а во внутреннее. Происходит резкий контраст: внимание ушло внутрь, мысли успокоились, беготни нет, мыслеформообразования нет. Есть вот это ощущение себя – я чувствую свое тело, чувствую энергию в своем теле. И вот оно — блаженство.
Поэтому люди хотят словить этот момент еще раз. В первые разы йога дает аванс, потом это состояние через несколько занятий уходит, но остаточно вы помните, что это было здорово. Потом занимает какое-то время добраться до этого состояния вновь.
Упражнения — это не йога
Нужно ли обладать какой-то физической формой, чтобы начать заниматься йогой?
Нужно только одно – желание. Люди часто говорят: я не гибкий, я не пойду на йогу. Но в том-то и дело, что в йоге мы развиваем качества, которыми не обладаем. Если у нас нет силы, мы развиваем силу, если нет гибкости – развиваем гибкость. Потом мы просто поддерживаем силу и гибкость, чтобы ее не терять. Остальные качества на уровне физического тела – выносливость, координация движений — это не то, с чем мы приходим в йогу, мы вырабатываем эти способности.
И потом качества, уже связанные с нашим умом и вниманием: умение концентрировать внимание, уводить внимание от внешнего к внутреннему. Умение удерживать наше внимание в одном направлении, делать внимание однонаправленным, это и есть медитация. Приобретя эти навыки, у нас открывается возможность прорыва в состояние «немыслеформообразования», о которым мы говорили.
Получается, что йога, – это инструмент, серия действий и усилий, чтобы двигаться к этому состоянию?
То, что обычный человек называет «йогой», мы в йоге называем «садхана» или «абхьяса» — это практика, упражнения, приближающие нас к этому состоянию. Тот же Патанджали пишет, что любое усилие в направлении достижения «стабильности» – есть йога (а под стабильностью он понимает вот это самое непорождение мыслеформ). Патанджали дает очень простые определения, он говорит: неважно, что вы делаете, важно, к какому результату ваше действие приведет.
Для чего тогда нужны асаны, как они приближают нас к этому состоянию «немыслеформирования»?
Если в Индии спросить в магазине «У вас есть асана?» — то вам принесут коврик.
Условно говоря, асана – это умение сидеть. Зачем учиться сидеть? Чтобы освободить позвоночник, снять напряжение с мышц, мы идем к расслаблению, снимаем блоки физического тела, как массажисты снимают блоки, плотности в мышцах. Есть также блоки энергетические. Устранили — освобождается позвоночник, мы можем сидеть ровно достаточно долгое время.
И если человек может долго сидеть ровно, его ничего не отвлекает, у него появляется потенциальная возможность направить внимание на объект его медитации. Иначе достичь этого — просто нереально. Сидит человек, направляет свое внимание на объект медитации, в это время у него начинает болеть поясница – внимание уходит. Йога устраняет сначала все, что нам может помешать в процессе, чтобы мы могли делать внутренние практики.
Асаны в йоге делаются не для того, чтобы быть сильными, гибкими и хорошо выглядеть – это подготовка для внутренних практик.
Как побочный эффект – можно стать здоровее, красиво выглядеть, жить до ста лет, все остальное.
Виды йоги
Руслан, можете дать экскурс – какие типы йоги бывают? С чего вы рекомендуете начать или продолжить?
Выделяют 4 главных пути йоги.
Первый: бакти-йога — йога любви, где мы культивируем в себе любовь и благодарность к Творцу. Например, одно из направлений, которое относится к этому пути йоги — это кришнаизм. Почему кришнаиты постоянно поют мантру «Харе Кришна»? Они тем самым проявляют любовь, напоминают себе с каждой новой мантрой, вновь и вновь «бог есть, и я его люблю».
Христианство в чистом виде также подпадает под этот путь – возлюби ближнего. Любой истинный христианин (а не тот, кто осуждает, что греховно, а что нет), можно сказать, что он бакти-йог.
Второй тип: карма-йога — это йога служения. Идея такова, чтобы любить и служить богу, помогая ближнему, помогая всем. Такой человек посвящает свою жизнь другим людям, обществу, всей планете. Все свои действия он направляет на то, чтобы служить другим. Делая это, он понимает, что этим он служит богу. Пример карма-йоги – известный индийский деятель Махатма Ганди. Мать Тереза – на самом деле тоже карма-йогиня.
Третий путь: джнана-йога — это путь знаний, путь для интеллектуала. Джнана-йогин не может поверить в то, что не понимает. Это путь медитаций, размышлений.
Например, есть такая известная медитация «нети-нети», с санскрита переводится как «ни то, ни это». Человек задается вопросом, где критерий, что иллюзорно, а что реально. Например, мы говорим, что стол реален. Почему? Потому что мы можем его видеть, трогать, можем по нему постучать. Но вот мы берем микроскоп, опускаемся на уровень ниже – там уже бактерии, молекулы, другой мир, где там стол? Как на уровне молекул найти, где стол заканчивается, а где начинается? Уходим еще глубже – до уровня атомов. Мы там никакого стола не можем найти: там просто заряженные частички, электроны, которые вибрируют, появляются и исчезают вокруг ядра атома. Электроны не двигаются как планеты вокруг солнца — это мы их так рисуем в школе. Они исчезают и появляются в другом месте. Куда электрон исчезает и откуда он появляется? А где тут стол, и насколько он реален?
Нет ничего материального, всё, что мы видим — это иллюзия, потому что материи нет, есть только энергия, которая вибрирует определенным образом, и только тогда эти частицы начинают формировать что-то из ничего. Интересно, но получается, что наука и йога подходят к одному и тому же с разных сторон.
То, что я сейчас делаю, это и есть анализ джнана-йоги, где мы начинаем понимать, насколько реален этот мир, это определенная иллюзия, мир феноменов.
В классической медитации «нети-нети» критерием реального является то, что не подвержено изменениям. То, что меняется, не постоянно – то иллюзорно. Вот пример наша Солнечная система имеет цикл жизни и через несколько миллиардов лет исчезнет. И если посмотреть на историю всей Вселенной, это микросекунда. В мире все подвержено изменениям, кроме Единого. Мы можем называть его Богом, Источником, Абсолютом, Высшим разумом — неважно, какие термины мы предполагаем, называя этот феномен. Бог – это единственная реальная субстанция. И когда мы понимаем, что есть только бог, а кроме него нет ничего, потому что все вышло из него, значит, все и есть он. И все остальное – это чистая иллюзия.
Четвертый путь: раджа-йога — путь движения внутрь, через медитацию. Это как раз то, что Патанджали описывал в «Йога-сутрах».
Есть различные школы йоги, которые будут относиться больше к тому или иному пути. Есть гора, а пик горы – это Бог, мы стремимся к нему дойти. И можно пойти к вершине по кругу, подниматься по спирали, будет долгий путь, но он приведет вас на пик горы. А можно взять альпинистское снаряжение, и подниматься вперед, под отвесную скалу. Возможно, это будет быстрее. Но точно более опасно, можно не добраться, не всем доступно.
Если проанализировать эти пути, мы заметим, что есть определенные типы людей, заложенные от рождения. Этот тип будет доминировать в вашем выборе, какой путь для вас будет вам более близок.
Чувственные, эмоциональные люди — будут двигаться через эмоции, через йогу любви.
Для людей простых и рациональных – карма-йога. Зачем им эта философия? Им нужно что-то более практичное, как помочь другому.
Интеллектуалу нужно философствовать, понимать, он существует в тонком. Поэтому он выберет джнана-йогу.
Целеустремленный, дисциплинированный человек выберет раджа-йогу.
Есть эти 4 пути, которые дают 4 основным типам людей возможность двигаться по ним.
А вы какой путь практикуете и преподаете?
Мы практикуем интегральный путь (синтез всех 4 описанных выше путей) – акхила-йога.
Например изначально дисциплинированный человек продолжает себя дальше дисциплинировать, через какое-то время он себя так «задисциплинирует», что начинает других людей недолюбливать. У него появляется гордость и негативное отношение к людям. Это нужно компенсировать йогой любви. Ему надо сердце открывать. Он должен пойти мантры попеть.
Дисбалансы нужно компенсировать методами и техниками из разных типов йоги, мы рассматриваем весь спектр возможностей и методов каждого пути в акхиле-йоге.
Йога и суррогаты: как определить настоящее
Я так понимаю, с вашей точки зрения, настоящей йогой занимается небольшой процент тех, кто думает, что занимается йогой?
Я знаю множество замечательных учителей в России, которые понимают йогу правильно. Но к сожалению, не только в России, но и во всем мире сегодня присутствует и суррогат йоги. Также как в продовольственном магазине нет еды, там один суррогат. Все напичкано заменителями, стабилизаторами, красителями. Но мы называем это магазином продуктов. То же самое происходит с йогой. Мир сегодня наполнен суррогатами.
С другой стороны — сознательных людей, которые понимают, где настоящие продукты, сегодня тоже много. Люди пробуждаются и начинают что то понимать. Это радует.
А как неопытному человеку, который мало понимает в йоге, определить, куда он попал? К настоящему учителю или на суррогатную йогу?
Нужно смотреть на результат. Как меняется ваша жизнь? Если приходит покой, мир, удовлетворённость — то определённо вы двигаетесь в правильном направлении.
Любой настоящий учитель обладает знанием, он знает, как ответить на любой вопрос. Общайтесь, идите на контакт. А йога – это свобода. Учитель проявляет себя креативно, может модифицировать, адаптировать, строить последовательности под конкретные задачи и конкретного человека, конкретные условия: 15-летнему нужна одна практика, а взрослому мужчине за 60 – другая. Чтобы создать индивидуальную практику для того и другого, нужно понимать, как и что работает.
Художнику, который творил, банкиру который провёл на стуле весь день считая цифры, и рабочему, который 8 часов занимался физическим трудом — нужны разные практики. А их бросают в один зал и говорят: ребята, делайте одно и то же. Не совсем правильно, согласитесь?
Но если банкир, художник и строитель придут к вам на групповое занятие – все равно же они будут делать одно и то же?
Если они пришли на индивидуальное занятие — будут абсолютно разное делать.
Мои групповые занятия всегда разные и зависят от множества факторов. Вечернее занятие будет отличаться от утреннего, занятие зимой будет отличаться от летнего. И другие факторы тоже играют роль.
А бывает так, что вы приходите на занятие, видите группу, и у вас рождается, что вы им дадите сейчас?
Так и происходит. Нет никаких планов, пока я не увидел тех, кто в классе.
Учительская программа
Скажите, сколько вы подготовили учителей йоги по вашей программе?
Точно я не скажу, но больше 200 человек.
А больше в России или в США?
По всему миру: в Японии, России, США, Перу, Мексике, Южной Корее. Были организованы учительские программы в разных странах. Сейчас все больше работаю с Россией. Мне очень нравится работать здесь, потому что народ интеллектуальный, образованный и хочет обладать знаниями. Ума хватает, чтобы отличить суррогат от чего-то настоящего. Здесь приятнее учить, чем во многих других странах.
В некоторых странах люди хотят только физику, чтобы попа хорошо выглядела, а остальное — не важно.
Свой путь
Как вы сами пришли к йоге? В каком возрасте, состоянии, что подтолкнуло?
Я начал заниматься йогой поздно, когда мне было 28. И как многие, мы приходим к поиску чего-то, когда мы потерялись, когда мы на дне, в состоянии кризиса. Я был в похожем состоянии: разбитая любовь, неудовлетворённость жизнью, потеря себя, незнание своей миссии. Чувствовал себя инородной частицей на этой планете.
Я понял, что чтобы дальше двигаться, нужно меняться, что-то предпринимать. Так получилось, я пришел к умной женщине, она сказала: «Иди к духовности, это твое, а ты занимаешься абсолютно не тем». Она рекомендовала купить разной эзотерической литературы и на что будет отклик, то и изучать. Если после 50 страниц отклика нет — книгу в сторону. Я так сделал и очень быстро пришел к йоге.
И, как я уже сказал, йога выдает нам аванс — раз, она сразу дала это ощущение единства со всем. И тут же ощущение, что это мое, это то, чем я хочу заниматься. Я очень резко изменил свою жизнь во всем: до йоги я был дизайнером графиком, а через год – я уже только преподавал йогу.
Читайте также на Зожнике:
Русский мастер китайского искусства тайцзи Владимир Сидоров: о внутреннем и внешнем
Напрячься или расслабиться: противоположные подходы в ЗОЖ
Бешеный фитнес. Не делайте так никогда