Рекреационная гимнастика для детей: для здоровья, а не высоких достижений
Зожник побеседовал с Ильей Сидоровым, руководителем сети клубов Европейский Гимнастический Центр о том, как детям привить любовь к спорту.
Расскажите идею и процесс создания первого Центра рекреационной гимнастики в России?
В Москве я долго не мог найти подходящую спортивную секцию для своих детей. Перепробовал с ними много вариантов — спортшколы, фитнес-центры — ничего не нравилось. Во время отдыха в Европе я с детьми оказался в гимнастическом зале. На меня произвело впечатление, с каким удовольствием и как увлечённо дети занимались в этом зале. Вот так и появилась идея открыть Гимнастический Центр в Москве.
Я смотрел на этот проект, в первую очередь, со стороны клиента, поэтому старался продумывать всё до мелочей. Оборудование лучших производителей, профессиональный тренерский состав, удобное расположение, высокий уровень сервиса, который, кстати, в Москве во многих отраслях достаточно высок, выше чем в Европе.
Хотелось создать место с позитивной энергетикой, где царит радость, доброжелательность, все общаются и получают удовольствие от посещения.
Вот так появилась идея. И достаточно быстро, уже через несколько месяцев после её возникновения открылся первый Европейский Гимнастический Центр в Лужниках.
Совсем недавно в Россию пришло модное в Европе направление развивающей гимнастики, которое преподается в ваших Центрах. Где ваши тренеры проходили обучение?
Тренеры нашего Центра проходили обучение в европейских странах: в Финляндии, Норвегии, Латвии, Швейцарии, Германии. Они также участвуют в международных гимнастических фестивалях и турнирах, где наблюдают, как развивающая — ее еще называют «рекреационная» гимнастика — активно распространяется за рубежом.
Я видела у вас в Центре занятия проходят для детей уже с 1,5 лет. В чем главная проблема работы тренера с такими маленькими спортсменами?
В работе с маленькими детьми нет проблем, есть особенности преподавания, связанные с их возрастом и психологией. Например, тренировки для малышей всегда должны проходить в игровом формате, детей обязательно нужно заинтересовать упражнением и чувствовать допустимую для каждого нагрузку, в ином случае они не захотят заниматься. К каждому ребенку наши тренеры используют индивидуальный подход.
Другой важный момент – социализация. В возрасте до 2 лет многие дети впервые оказываются в большом коллективе, в окружении новых людей и преподавателя, которого нужно слушать. Некоторые стесняются и проявляют недоверие, другие разбегаются по большому интересному залу, чтобы быстрее рассмотреть всё оборудование. Поэтому для легкой адаптации к новой обстановке, в группе 1,5-2 года малыши занимаются в сопровождении родителей.
По опыту могу сказать, что спустя 2-3 занятия дети очень меняются, у них появляется дисциплина и увлеченность тренировочным процессом.
Бывает так, что в полтора года ребенок еще не может хорошо ходить и тем более прыгать, стоит ли ему начинать заниматься гимнастикой?
В таком случае гимнастикой не просто стоит заниматься, это необходимо. Гимнастика помогает детям гармонично развиваться, тренирует все группы мышц. Оборудование наших Центров позволяет выполнять комплексную тренировку на развитие координации движений, силы, выносливости с первых шагов ребенка. Результат можно заметить всего спустя месяц тренировок.
Есть ли среди юных посетителей Центра дети, которые добились успеха в профессиональном спорте?
Главная цель наших Центров – сформировать у детей любовь и привычку к занятию спортом. Мы тренируем детей для здоровья и гармоничного развития, а не для высоких профессиональных достижений.
Но при этом некоторые наши ученики уже переходили в спортивную школу по различным видам спорта, в том числе по спортивной гимнастике, где сразу оказывались в числе лучших спортсменов. Также в наши Центры часто приходят профессиональные спортсмены на индивидуальные занятия с тренером.
Чем рискуют родители полуторагодовалого ребенка, отводя его на занятия развивающей гимнастики?
Рискуют тем, что через пару месяцев их ребенок станет очень активным, и им придется снимать его со шкафа.
Лозунг вашего клуба «Спорт — это удовольствие!», но встречались ли вам дети, которым совершенно не нравятся занятия, и гимнастика для них сродни пытке?
Таких детей не встречали. Развивающая гимнастика – органичный вид физической деятельности, тренировка преподносится детям в форме игры, тренеры постоянно варьируют нагрузку так, чтобы они ее не ощущали.
Бывают случаи, что на первом занятии ребенок начинает капризничать из-за того, что не привык к физическим нагрузкам, наставничеству, новому коллективу. Но спустя несколько тренировок у таких детей проходит адаптация, и они уже с удовольствием занимаются, стараются проявить себя.
Конкуренция на рынке предложений детского спорта сейчас очень высока. В чем «изюминка» именно ваших тренировок?
У нас нет одной изюминки, их много, поскольку качественная интересная работа строится из мелочей. Вся уникальность – в ежедневном труде. Мы понимаем, что каждая мелочь очень важна, будь то формат тренировок, отношение к клиентам, атмосфера в коллективе, качество оборудования и многое другое. Мы уделяем пристальное внимание каждому аспекту работы.
Среди молодых родителей очень популярна так называемая «динамическая гимнастика» для новорожденных, не вредна ли она детям?
Для новорожденных полезны только те упражнения, которые рекомендуют врачи в качестве ЛФК.
В первый месяц жизни зарядка для грудничка в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она успокаивает и расслабляет малыша, улучшает кровообращение, регулирует обменные процессы, снимает тонус мышц. С трех месяцев врачи назначают лечебную физическую культуры, массаж. По мере взросления ребенка в комплекс добавляются упражнения, которые стимулируют ребенка к самостоятельным движениям.
С момента, когда ребенок начинает уверенно ходить, нужно приступать к выполнению более сложных гимнастических заданий на силу, баланс, координацию. А с 1,5 лет можно начинать занятия в Европейском Гимнастическом Центре.
Есть ли противопоказания для занятий детям с особенностями развития? Как проходят их тренировки, индивидуально или в группе?
Врачи назначают детям занятия развивающей гимнастикой при широком спектре заболеваний: синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью), аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), болезнь Дауна и многое другое.
Благодаря многообразию упражнений, интересному и яркому оборудованию, дружелюбной обстановке на тренировке, гимнастика очень положительно влияет на физическое, психологическое, интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями.
Детям с церебральным параличом гимнастика помогает снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах и еще обучиться равновесию.
Люди с аутизмом, плохо развиваются физически, их преследует чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также возникают проблемы социализации в обществе. Для детей с аутизмом и синдромом Дауна очень важны разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.
Мы стараемся содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями во все аспекты жизни через выполнение рекреационных упражнений для улучшения моторики, организации поведения, развития основных физических и сенсорных компетенций.
В наших Центрах есть специальные группы для детей с особенностями развития. Также занятия могут быть индивидуальными.
Можно ли вообще заниматься гимнастикой с детьми дома? Нужны ли какие-то специальные тренажеры и оснащение?
Можно выполнять только безопасные упражнения на тренировку силы и растяжку, которые не требуют профессиональной помощи тренера и специального гимнастического оборудования.
Домашняя тренировка от Европейского Гимнастического Центра
Ну и напоследок: поделитесь с нашими читателями интересными упражнениями для всей семьи, которые можно выполнять вместо зарядки по утрам или вечерам.
Предлагаем вам комплексную тренировку на все группы мышц, которые доступны для детей и взрослых, не имеющих подготовки.
Зарядку следуют начинать с небольшой растяжки. Главное ее правило – упражнения выполнять плавно и не переусердствовать.
1. Наклоны в разные стороны. Стоя в исходном положении ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполнить по несколько наклонов в стороны, а затем вперед и назад (по 5 раз в каждую сторону);
2. Наклоны вперед, касаясь руками пола. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища, сделать 10 наклонов вперед, стараясь коснуться ладонями пола, при этом колени держать прямыми;
3. Складка на полу. Исходное положение: сидя на полу, ноги вместе и вытянуты вперед, сделать наклон вперед и потянуться руками к носочкам, при этом колени держать прямыми (10 раз);
4. «Бабочка». Исходное положение: сидя на полу, выполнить упражнение бабочка, согнув ноги, колени в стороны, стопы касаются друг друга. Сделать наклон вперед и потянуться носом к носочкам (10 раз).
5. Складка на полу ноги врозь. Исходное положение: сидя на полу, ноги широко разведены в стороны, сделать наклоны вперед с вытянутыми руками, при этом колени обязательно держать прямыми (10 раз).
Упражнения для ног:
1. Приседания. Исходное положение: ноги вместе, руки подняты вперед, сделать 15 приседаний вниз-вверх (2 подхода по 15 раз, между подходами отдых 30 секунд);
2. Равновесие на двух ногах. Исходное положение: стоя ноги вместе, руки подняты вверх, встать на носочки и постараться устоять как можно дольше, не сходя с места. Для выполнения этого задания все мышцы тела должны быть максимально напряжены, руками тянуться в потолок, а глазами смотреть в одну точку перед собой, чтобы не терять равновесие.
3. Равновесие на одной ноге по 10 секунд. Исходное положение: руки держать на поясе, спину прямой, с места сходить нельзя, глазами смотреть в одну точку перед собой.
4. Прыжки на одной ноге, руки на поясе. Прыжки нужно выполнять на носках по 15 раз на каждую ногу, 2 подхода.
Упражнения для пресса:
1. Упражнение для пресса: Исходное положение: сидя на полу, зафиксировать ноги под диваном или их должны держать родители, ладони скрещены на затылке. Медленно выполнить опускание на спину, держа все время голову на груди, а затем подняться в исходное положение без помощи рук (15-20 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха). Если ребенку будет тяжело подниматься, держа руки за головой, то задание можно облегчить, вытянув их перед собой.
2. Поднимание ног лежа. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх до вертикального положения и медленное опускание вниз. Ноги обязательно должны быть натянутыми и напряженными (15 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха).
3. «Лодочка на спине». Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты наверх. Одновременно оторвать от пола на 30 градусов голову с руками и ноги, держать 10 секунд по 2 подхода. При выполнении упражнения ноги и руки держать натянутыми вместе, поясница должна быть прижата к полу.
Упражнения для спины:
1. Поднимание спины наверх. Исходное положение: лежа на полу на животе, ноги зафиксировать под диваном или их должны держать родители, ладони скрещены на затылке. Выполнить поднимание спины от пола до максимально возможного уровня, затем медленно опуститься в исходное положение и сразу повторить задание. При выполнении упражнения глаза должны смотреть вниз. Повторить 15 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха.
2. «Лодочка на животе». Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуты вверх, ноги вместе. Одновременно оторвать от пола руки и ноги примерно на 30 градусов. Обязательно руки поднять чуть выше головы, глазами смотреть на ладони, ноги держать вместе. Выполнить лодочку 10 секунд по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха.
Упражнения для рук:
1. Планка. Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Зафиксировать это положение на 20-30 секунд и следить за тем, чтобы положение тела не изменялось. Повторить задание несколько подходов.
2. Отжимания от пола. Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Выполнить отжимание, согнув руки и стараясь носом коснуться пола, затем выпрямить руки и вернуться в упор лежа. Следить за тем, чтобы положение тела не изменялось во время отжиманий.
Начните с 3-5 отжиманий по 2-3 подхода, постепенно увеличивая количество по мере возможностей ребенка.
Читайте также на Зожнике: