Вся правда про колледж Вейдера. Развернутый отзыв
Предприниматель и редактор Илья Переседов меньше чем за год похудел на 49 кг, после чего решил во всех подробностях изучить мир ЗОЖ, чтобы защитить себя от повторного набора веса. Он прошёл обучение по специальности «Инструктор фитнеса и тренажёрного зала» в колледже Вейдера и написал для «Зожника» подробный отчёт, как это было.
Кстати, на Зожнике уже есть один старый развернутый отзыв про учебу в колледже бодибилдинга Вейдера, за который, как нам передавали, на нас даже хотели подать в суд, но не случилось. Спустя несколько лет главред Зожника Максим Кудеров закончил аналогичный курс «персональный тренер» в FPA и подробно описал свой опыт. Под этим постом нам оставили гневный комментарий, что на фоне FPA мы выставляем колледж Вейдера, как некое зло. Что ж, наша трибуна открыта.
Как я учился на инструктора фитнеса в старейшем спортивном колледже страны, чуть не умер и почему мне это понравилось
Когда на первом занятии ректор Елена Рябинкова спрашивает у студентов «Кто узнал о колледже Вейдера от друзей, а не из интернета?» – вырастает лес рук. Одна из них – моя. Прежде чем пойти сюда учиться, я много лет слышал ото всех знакомых, кто серьёзно увлекается фитнесом и бодибилдингом, насколько крут колледж Вейдера и как трудно получить их диплом. И это — не только в столице.
В конце месяца обучения я поинтересовался у одногруппника, приехавшего с окраины России, когда он будет исправлять свои тройки; одногруппник только фыркнул в ответ: «Насрать на оценки! Если я смогу вернуться домой с дипломом Вейдера, владельцы наших клубов и так будут готовы мне *** ****** (удовлетворять орально), лишь бы я у них работал!» (Увы, в день вручения дипломов я настолько устал и был дурной от счастья собственной победы, что не обратил внимания, добился этот парень возможности исполнить свои эротические мечты или нет).
There is no try! (с)
Диплом колледжа Вейдера для мира российского фитнеса — что-то вроде крапового берета для спецназовцев. Его добиваются лишь те, кто проявил редкую настойчивость и был готов учиться на пределе собственных сил. До финиша гарантированно доходят не все. Руководство колледжа говорит, что средний процент выбывших — 15-20%, но бывают потоки, в которых за месяц учёбы отсеивается половина.
Главная причина таких потерь — большая нагрузка. За 26 дней студентам приходится пройти через 144 учебных часа лекций и практики, сдать 8 тестов и 6 устных экзаменов, написать и защитить три курсовых работы. Осилить такое можно, только если реально учиться с утра до вечера. Совместить учёбу с работой, тренировками или семейной жизнью практически невозможно. И даже этого времени оказывается мало. Чтобы успеть подготовиться к пересдаче заваленных тестов и дописать курсовые в последнюю неделю я спал по 3 часа в день и только благодаря этому смог всё-таки получить диплом.
Насколько вообще законно так изводить людей учёбой?
Администрация колледжа уверена: законно, морально и даже необходимо. Колледж — частное учебное заведение. Его курсы основываются на школьной программе по физике, химии, биологии и математике. То, что многие студенты недостаточно хорошо учились в школе или успели её забыть — их личная проблема. О предстоящей нагрузке учащихся предупреждают заранее: расписание лекций и учебный план выложены на сайте колледжа в открытом доступе. В первые 2 недели все, кто не тянет, могут забрать документы и получить деньги обратно, за вычетом стоимости лекций, которые посетили. Всё прозрачно и справедливо.
К тому же в колледже действуют очень гуманные правила пересдачи: каждый, кто записался на курс «Инструктор тренажёрного зала» и прошёл практические занятия (8 часов фитнеса и 18 — бодибилдинга) в течение года после поступления может трижды бесплатно пересдать любой экзамен или зачёт.
На деле это даёт возможность растянуть учёбу на 2, 3 или 4 месяца: с одним курсом — спокойно сдать один блок предметов, с другим — второй и так далее. Но такая тактика в первую очередь доступна жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство студентов из провинции способны лишь на месяц вынырнуть из привычной жизни и вынуждены любыми силами вписываться в жестокий ритм учебной мясорубки.
Есть ли педагогический смысл в таком насилии и гонке?
В колледже утверждают, что инструктор тренажёрного зала и тренер — прикладные специальности. Люди этих профессий должны уметь адаптироваться к сложным условиям труда и быть готовыми к некомфортному общению. А значит, им надо быть выносливыми и устойчивыми к стрессу. В колледже учат, что главная обязанность фитнес-тренера — оказывать услуги клиентам и собственникам спортивных клубов, а это бывает не всегда легко и просто. Так что, страдая как студент и до последнего дня не зная, получу я диплом или нет, когда я смотрел на происходящее в колледже глазами клиента фитнес-клуба, то всячески приветствовал всё, что видел.
Правды ради надо заметить: я пытался найти дипломированного выпускника колледжа Вейдера, кто бы сказал, что учебу там надо упростить и сделать более комфортной для студентов, но не нашёл такого. Хотя по единогласному признанию опрошенных, все дни до выпускного они очень страдали от учебной нагрузки и ругали её последними словами.
Кому проще всего закончить колледж Вейдера?
Я не смог однозначного решить, кто лучше всего приспособлен к учёбе в колледже.
В нашем потоке были звероподобные качки, которые привыкли проводить в залах круглые сутки. Эти отвалились первыми: им оказалась органически неприятна мысль, что фитнес — в первую очередь интеллектуальное занятие, где всякое действие должно предваряться анализом и подбором подходящих знаний.
Были участники международных соревнований по бодибилдингу — им было тяжело совместить учёбу с обязательными тренировками, так что они отправились досдавать хвосты со следующими потоками.
Были профессиональные спортсмены, закончившие спортивные ВУЗы. Эти на отлично сдали тесты по медицинским дисциплинам и показали безупречную технику на практических занятиях, но на устных экзаменах их подвела способность коммуникации. Кто-то из них ушёл из-за этого на пересдачу, а кто-то остался без красного диплома.
По моим наблюдениям, колледж может закончить любой человек, готовый учиться, способный отказаться от привычных взглядов, который может адаптироваться к неожиданным ситуациям и для кого концепция фитнеса, которую преподают в колледже Вейдера, станет своей.
Какому фитнесу учат в колледже?
Я выделил для себя три ключевых пункта идеологии фитнеса, которую преподают в колледже Вейдера:
1. Фитнес — не спорт, не лечебная физкультура и не ОФП.
В фитнесе, разумеется, могут присутствовать элементы спорта, он, конечно, оказывает оздоровительное влияние на организм, а также улучшает тонус.
Но спорт как профессиональная сфера нацелен исключительно на внешний результат и часто убивает организм спортсменов — это не путь фитнеса. Лечебная физкультура имеет дело с людьми, у которых есть хронические заболевания (например, ожирение, начиная с 3-й степени) — и этим она ближе к медицине, чем к физкультуре. Это тоже не сфера ответственности фитнеса. ОФП занимается поддержанием организма в тонусе, никак особо не меняя его. Фитнес же должен стремиться развивать и улучшать человека.
Получается, что область интересов фитнеса находится между этих трёх полюсов и в тоже время он — вполне самодостаточное явление.
У меня после обучения в колледже Вейдера сложилось такое определение: интересы и компетенции фитнеса направлены на здоровых и относительно здоровых людей, которым инструкторы и тренеры помогают улучшить их физические качества и снизить или сохранить биологический возраст. Это достигается с помощью управляемого стресса, который вызывают в организме физические упражнения, а также с помощью следующего за этим правильного восстановления.
Так что экстремальный кроссфит — это уже не совсем фитнес, и пауэрлифтинг или тренировки на увеличение мышечных объемов с использованием стероидов — тоже.
2. Второй столб, на котором держится образование в колледже Вейдера — безусловная ценность академической науки и доказательной медицины.
Например, безуглеводная диета может приносить быстрый внешний эффект, но если экспериментальные исследования и постулаты науки говорят, что она наносит организму отложенный вред, мы не можем советовать её клиентам. Если в выполнении движений участвуют мышцы и кости скелета, мы станем называть их так, как это принято в анатомии. Например, бицепс крепится к костям предплечья, поэтому, напрягая его, мы будем говорить, что «сгибаем предплечье в локтевом суставе», а не «руку». И т.д.
3. Ну и, наконец, в колледже Вейдера смотрят на фитнес как на бизнес.
А бизнес должен приносить прибыль. Кому? Тренерам и владельцам спортивных клубов, разумеется. Поэтому студентов колледжа учат внимательно следить за фитнес-модой и оценивать качество собственных услуг с позиции маркетинга, настаивая, что не существует одного фитнеса «правильного для всех и всегда».
Не хотят современные люди превращать себя в огромных качков? Отлично, давайте поймём, как быстро и безопасно сделать им тела Криштиану Роналду и Скарлетт Йоханссон. Клиенты много путешествуют и стараются проводить свободное время с семьёй? Без проблем! Давайте учиться проводить фитнес-туры и составлять рацион воскресных семейных обедов.
Из каких предметов состоит обучение в колледже?
Я разделил все предметы, которые мне преподавали, на 3 группы: академические, прикладные и специализированные.
Академические: Анатомия, Биохимия, Физиология, Диетология.
Прикладные: Теория и методика физического воспитания, Теория бодибилдинга, Теория фитнеса, Спортивная медицина.
Академические предметы рассказывают, как устроено человеческое тело, по каким законам оно живёт и почему любой человек — это всегда изменчивый процесс, а не просто набор диагнозов.
Специализированные и прикладные: Практика диетологии, Практика бодибилдинга, Практика фитнеса, Практика спортивной медицины, Неотложная помощь.
Прикладные дисциплины учат тому, как спортивная активность влияет на организм человека, какими критериями нужно замерять её эффективность, по каким признакам можно отслеживать безопасность того, что ты делаешь, и на какие прогнозы и планы корректно опираться в своей работе инструкторам и тренерам.
Ну и, наконец, специальные дисциплины натаскивают на конкретные действия: учат правильным упражнениям, всевозможным замерам (например, измерению процента жира в организме калипером) и мерам оказания первой помощи в случае внезапной остановки сердца.
Эта разбивка предметов, конечно, весьма условная. Например, в качестве курсовика по Теории бодибилдинга ты должен сдать собственный дневник тренировок, но спрашивать с тебя будут, как если бы он был составлен для клиента. Поэтому преподаватель Максим Мусаев дерёт три шкуры с каждого студента за любую ошибку или недочёт в этой работе.
И всё же такая сортировка позволяет понять логику системы обучения в колледже Вейдера.
Как проходит учёба
Полноценная лекционная нагрузка начинается с первого дня, экзамены по пройденному материалу — с третьего.
Большинство экзаменов сдаются в виде тестов. В тестах — от 20 до 40 вопросов. Нужно выбрать правильный вариант из предложенных. В некоторых вопросах — 2, 3 или 4 правильных ответа. Тесты пишутся из расчёта 1 минута на 1 вопрос строго по памяти без помощи учебников или конспектов.
Любой тест можно спокойно пересдать в специально отведённое время (обычно — перед началом занятий или в обеденный час). Никто не ждёт от тебя сдачи с первого раза. Завалил тест, записался на пересдачу и пробуешь улучшить результат так часто, как тебе хочется.
Все учатся на равных. Любимчиков или привилегированных студентов нет. Никто не подыгрывает отличникам. У нас по потоку ходил слух, что один из студентов пытался договориться о покупке диплома колледжа за полмиллиона рублей, но был с позором изгнан из ректората.
При мне девушка, у которой были пятёрки по всем предметам, получила «три» за устный экзамен по теории бодибилдинга только за то, что допустила возможность начать тренировку со схемы «обратная пирамида». В обратной пирамиде первый подход начинается с максимального веса, а выходить на максимум в начале тренировки — опасно для здоровья. Это противоречит принципам безопасности фитнеса. Так что девушке не помогли ни прошлые оценки, ни безупречные ответы на три вопроса билета.
Кто преподаёт в колледже Вейдера?
Академические предметы в колледже читают люди с научными степенями: например, доктор медицинских наук Ольга Кульбах преподаёт анатомию и физиологию. Её курс ценен уникально поборанным объёмом знаний: заметно меньше, чем в медицинском вузе, и гораздо больше, чем в школе и просветительских статьях.
Практику ведут известные на всю страну тренеры: например, мастер спорта международного класса по бодибилдингу Роман Дудушкин или судья Международной федерации бодибилдинга и фитнеса Илья Горошко.
На практике, кроме безупречной техники выполнения упражнения, от студентов требуют назвать участвующие в каждом упражнении мышцы: агонисты, синергисты и стабилизаторы. В экзаменационном билете по практике — три упражнения.
После тестов по академическим предметам студент должен сдать устный междисциплинарный экзамен (у нас в дипломе он называется «Комплексный»). На нём биохимик Роман Юриков последовательно расспрашивает тебя, что происходит с организмом во время физической активности: от внешних действий до процессов на клеточном уровне. От того, насколько глубоко ты сможешь зайти в своём описании, зависит итоговая оценка. На «5» нужно уметь перечислить и объяснить основные этапы цикла Кребса.
Что даёт учёба?
Для меня учёба в колледже Вейдера стала в первую очередь ярким приключением.
В начале этого года я 3 месяца провёл в Таиланде. Это была первая в моей жизни поездка в Азию. Так вот, 4 недели учёбы в колледже Вейдера подарили мне больше впечатлений, чем 3-месячное погружение в азиатский быт.
Новые знания, новые знакомства, способность проверить себя в условиях интенсивной учёбы… Всё это подарило мне ощущение полной перезагрузки жизни.
Признаюсь, первые дни выпуска из колледжа я боялся, что у меня мало что останется в памяти после такой учебной гонки. Но ректор Елена Рябинкова ещё на первой лекции предупредила студентов: «Получив диплом, выспитесь и отдохните, как следует. Знания, полученные у нас никуда не денутся, они просто встанут на свои места у вас в уме».
Так и случилось.
Вообще-то я пошёл в колледж, чтобы понять, как лучше тренироваться мне самому, и не планирую в ближайшее время работать тренером или инструктором тренажёрного зала. Но стоило мне рассказать в инстаграме, что у меня теперь есть диплом колледжа Вейдера, как несколько знакомых тут же обратились ко мне с просьбой помочь им в тренировках или хотя посмотреть, насколько правильно и безопасно они тренируются.
Сначала я испугался таких вопросов, но потом открыл конспект с чётким пониманием, что и где я должен смотреть, распечатал образец дневника тренировок из материалов колледжа, уточнил, данные каких анализов и замеров мне нужно спросить у моих собеседников, чтобы я мог оценить их текущее физическое состояние — и дело пошло само собой.
Отдельно хочу заметить, что помимо конспекта, который ты пишешь на лекциях, за время учёбы в колледже тебе дают огромную кипу методических материалов, которыми можно пользоваться потом для самообразования.
Подробным изучением этих раздаток я планирую заняться на январских праздниках, чтобы потом повторно послушать некоторые наиболее важные лекции. А может быть я решусь попытаться исправить со следующим потоком свою позорную «тройку» за практику бодибилдинга и парочку не менее обидных для меня «четвёрок» по теоретическим дисциплинам…
К чему стремиться после выпускного?
На церемонии вручения дипломов я обратил внимание на одну деталь: первыми на импровизированную сцену ректор позвала людей с прошлых потоков. Тех, кто не смог закончить колледж с первого раза, но всё же добился поставленной цели. Именно их ставят в первые ряды новых победителей. Мне показалось это правильным и даже немного трогательным.
В толпе выпускников рядом со мной оказался парень, который чуть не плакал от счастья. Он сдавал с нами несколько последних экзаменов, а учиться в Вейдера он впервые пришёл в январе этого года. По его словам, весь год он прожил с учебниками и конспектами в рюкзаке, учил, как мог, практиковался и, наконец, сдал долги в последний момент с последним потоком ученого года. Уверен: знания, приобретённые такой ценой, он уже никогда не забудет.
Многие из тех, кто закончил курс инструктора фитнеса и бодибилдинга со следующими потоками, получают на выходе сразу 2 диплома. Правила колледжа разрешают таким должникам параллельно с досдачей пойти учиться на следующий более высокий курс «Персональный тренер». Вот только диплом «Персонального тренера» им выдают только после сдачи долгов по курсу «Инструктор тренажёрного зала». Получается вручение двух дипломов в один день.
Вообще, помимо лестницы курсов «Инструктор» (144 учебных часа), «Персональный тренер» (72 часа) и «Мастер-тренер» (45 часов), колледж позволяет пройти через расширенную программу переподготовки по трём направлениям: «Персональный тренер по фитнесу», «Спортивный нутрициолог», «Персональный тренер. Антивозрастной фитнес».
Это может быть актуально для тех, кто хочет полностью связать свою жизнь со спортом и получить возможность работать в государственных спортивных учреждениях. Но я пока не видел людей, которые прошли через такие программы, и для меня самого это не очень актуально.
Dura lex sed lex
2 августа 2019 года президент Владимир Путин внёс изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которые узаконили работу фитнес-центров. Новый закон накладывает на деятельность этих коммерческих структур ряд обязательств. Одно из них — персонал, имеющий специальное образование.
Вот как звучит этот пункт в законе: «Фитнес-центры и их объединения обязаны привлекать квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечивать условия для повышения их квалификации».
Таким образом, доступ неквалифицированным сотрудникам к работе в фитнес-клубах в ближайшее время должен быть закрыт.
Но какими знаниями и навыками обязаны обладать сотрудники фитнес-клубов? Это в настоящий момент проясняют специальные комиссии, состоящие из экспертов и чиновников профильных ведомств. Руководство колледжа Вейдера входит в состав этих комиссий и участвует в настоящий момент в утверждении этих стандартов.
После того, как я отучился месяц в их учебном заведении, должен сказать, меня это вполне устраивает.
Читайте также на Зожнике:
Мифы об идеальном тренере + опросник для оценки компетентности тренера
Руководство по выживанию для тренеров
Как я получил специальность «Персональный тренер» в FPA. Развернутый отзыв
10 новых слов, которые я узнал, обучаясь на фитнес-тренера в FPA