Особенности национальной маркировки: что пишут на упаковках и можно ли этому верить?
Покупать полезную еду приятно — мы чувствуем себя разумными и ответственными потребителями. Маркетологи об этом знают. Продукты с пометками «эко», «органик», «0% жира» — дороже и популярнее. Рассказываем, каким значкам на упаковках доверять, и правда ли халяльная и кошерная еда качественней обычной.
Organic, «эко-», «био-»
Органическими называют продукты питания, которые изготовлены по стандартам экологического производства. В их составе нет или почти нет синтетических консервантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, усилителей вкуса. Сырье выращено без химических пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста.
Если продукт сделан по правилам, на упаковке ставят специальный значок — например, USDA Organic Минсельхоза США, европейский EU Organic Bio («Евролист») или швейцарский Bio-Suisse.
В России тоже есть органический стандарт — ГОСТ Р 56508-2015 — и компании, которые по нему работают. А вот закона, обязывающего использовать экомаркировки только по делу, нет, так что «зеленый» значок на упаковке – зачастую просто маркетинговая уловка.
Хотите знать точно — поищите продукт в мобильном приложении Экополка — это сервис с базой данных российских органических продуктов и производителей.
«Без глютена» — gluten free — перечеркнутый колос
Глютен — это белок, который содержится в зернах пшеницы, ржи и ячменя, а значит во всех блюдах с этими злаками. А еще глютен добавляют в фарши, йогурты и творожки, консервы и кучу других продуктов. При этом по статистике, примерно один из полутора сотен человек страдает целиакией — заболеванием, вызванным глютеном.
На западе безглютеновые продукты сертифицируют, а в России это необязательно, и производитель не несет ответственности за некорректные маркировки.
Основной заслуживающий доверия ориентир — «перечеркнутый колос» Санкт-Петербургского общества больных целиакией «Эмилия». Он соответствует стандарту AOECS (Европейской ассоциации обществ больных целиакией) и гарантирует отсутствие глютена.
«0% жирности»
Надпись «0% жирности» обещает, что в упаковке ультра-диетический продукт: никакого жира, никаких лишних калорий, ешьте и худейте. На здоровье!
Однако жир не только насыщает, но и связывает молекулы продукта: именно он делает творожок гладеньким, а котлету — цельной, поэтому в обезжиренных продуктах его нужно чем-нибудь заменять. В роли жира выступают насыщенные сахарные сиропы, крахмал, синтетические стабилизаторы и загустители.
Факт: обезжиренные продукты часто высококалорийны и не слишком полезны.
«Кошерное» и «халяльное»
Кошерными называют продукты, изготовленные по правилам кашрута — свода предписаний из Торы, а халяльными — продукты, не нарушающие исламские пищевые запреты. Обычно речь идет о мясе — говядине, баранине, птице. Свинина под запретом.
Кошерным считается мясо животных и птиц, которых не кормили антибиотиками и гормонами; забили гуманным способом с соблюдением ритуала и которые были полностью здоровы на момент убоя. Кроме того, из туши обязательно удаляют всю кровь. С говядиной нюанс: кошерна только передняя часть животного.
Единственная в России организация, которая официально сертифицирует кошер-производство и публикует сведения о кошерности тех или иных брендов, — Департамент кашрута при Главном Раввинате России.
Стандарты «халяль» немного мягче, поэтому кошерные продукты считаются халяльными, но не наоборот. Непременные условия почти те же: здоровое животное; гуманные методы и строгий ритуал забоя, но туша используется целиком, и полностью обескровливать ее необязательно.
Сертифицируют халяльные производства и публикуют данные о них Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России, комитет по стандарту «Халяль» при духовном управлении мусульман Республики Татарстан и аналогичные комитеты при других региональных муфтиятах.
Маркировка «кошерное» или «халяльное» появляется на продукте, когда производитель, помимо закрепленных в законе гигиенических правил, добровольно обязуется выполнять требования религиозной традиции. Для светского потребителя — это признак ответственности и внимательного отношения к качеству продукта.
Авторка: Анна Уставщикова
Источник: blog.partiyaedi.ru
Читайте на Зожнике:
4 неожиданных фактора, влияющих на продолжительность и качество жизни
По полочкам: противовирусные средства
Чем и как правильно чистить зубы
Какая посуда максимально безопасна для здоровья
Правда про электрическую мышечную стимуляцию (EMS): обзор исследований