Невротическая мотивация: как перестать проходить курсы и марафоны, которые вам не нужны
Колонка о том, как очередные «курсы самосовершенствования», онлайн-школа или марафон вместо радости оставляют после себя лишь привкус неудовлетворенности. Гештальт-терапевт Мария Багдаева написала эту колонку о том, на что важно обратить внимание в погоне за саморазвитием.
Сейчас тренд на самосовершенствование особенно заметен.
Моя лента социальных сетей пестрит предложениями записаться в онлайн-школу, выучить английский, китайский, эльфийский, заняться своей физической подготовкой, освоить новую профессию за две недели (ха!), изменить мышление и заработать миллион.
В самом по себе развитии и обучении нет ничего плохого. Это то, что помогает нам становиться лучше, эффективнее, гармоничнее и еще с десяток эпитетов, которые вам больше понравятся.
Развитие является большой ценностью и для меня тоже. Но я уверена, что про пользу саморазвития вы и сами знаете не хуже меня, а потому не буду останавливаться на этом подробно.
Здоровая и невротическая мотивация
Я же хочу поговорить о невротической мотивации к развитию, когда очередные пройденные курсы, онлайн-школа или марафон вместо радости оставляют после себя лишь привкус неудовлетворенности и ощущение внутренней пустоты.
Чтобы понять, почему так происходит, важно различать мотивы, которыми движим человек, когда решает пойти на очередное обучение или просто что-то улучшить в себе.
Если вы:
- Можете четко сформулировать цель вашего обучения, знаете, каких именно знаний и умений вам не хватает, и чего бы вы хотели получить от учебы;
- При выборе направления обучения опираетесь на свой интерес и любопытство, а мысли о предстоящей учебе вызывают много предвкушения и радости;
- Ваша учеба действительно важна вам и приносит удовольствие, хотя порой и бывает сложно;
- Интегрируете в свою работу, хобби или повседневную жизнь то, что узнаете;
…то вас можно только поздравить. Скорее всего, в учебе вами действительно движет искренний интерес и любопытство, и полученные знания и навыки не пропадут даром.
Но бывает и по-другому.
Если, покорив очередную задачу, вы не испытываете радости и удовлетворения, а лишь чувство облегчения, смешанное с неудовлетворенностью или смутную тревогу и напряжение от того, что нужно немедленно двигаться к следующей цели, то это повод задуматься о том, что же вами движет.
Для чего вам развиваться? Как и зачем вы это делаете?
Исследуйте себя: какие установки лежат за мотивацией
Если на вопрос «зачем» хочется ответить «чтобы не стоять на месте» – то это плохой ответ. Здесь сходу рождается много вопросов. А вы место своё точно определили? Что в нем плохого? Что конкретно вы хотите менять и зачем вам это?
Попробуйте заглянуть чуть глубже и прислушаться к переживаниям, возникающим, когда вы задаете себе этот вопрос.
За этим первым ответом можно обнаружить, например, чувство тревоги или страха, не дающее остановиться, и заставляющее постоянно бежать вперед. Или чувство стыда и постоянное фоновое ощущение себя глупым, некомпетентным, недостаточно хорошим, недостойным и т.п.
Какие установки могут за этим лежать? После того, как вы обнаруживаете в себе какое-то из описанных выше переживаний, или любое другое, то затем важно понять: какие послания или установки за ними лежат? Попробуйте выписать их и затем подвергнуть анализу и критике.
Для этого постарайтесь задавать как можно больше вопросов к каждой установке. Это поможет понять, с чем из этого списка вы согласны, с чем — согласны частично, а что вам вообще не подходит, но по привычке вы продолжаете этим руководствоваться.
Вот примеры таких установок и возможные вопросы к ним:
— «Я должен получить еще вот этот диплом, и вот тогда я стану достаточно компетентным специалистом».
Десятый по счету диплом, также как до этого 8-й и 9-й, не даст вам ощущения, что вы достаточно компетентны. Откуда берется ощущение, что с вами что-то не так? Действительно ли это навыки, которые объективно нуждаются в улучшении, или постоянное фоновое чувство стыда, никак не меняющееся с ростом вашей квалификации? Что-то вы уже знаете и умеете. Что именно?
— «Не знать этого – стыдно для любого образованного человека, я должен срочно это исправить»
Кто решает, что стыдно, а что нет? Где на свете есть та универсальная линейка, по которой это измеряется? Что значит «быть образованным человеком»? То, что вы чего-то не знаете, не делает вас неправильным или ущербным. Знать все невозможно и более того – не нужно.
— «Если я не занят саморазвитием, то я ничего не стою как личность, успешный человек – это тот, кто постоянно развивается и т.п.»
А что значит быть или не быть личностью? Есть ли у другого человека власть выносить вам такой вердикт? А всегда ли можно заниматься саморазвитием? Это ведь в принципе невозможно 24/7. У нас есть периоды отдыха, ассимиляции и переработки полученных знаний. И в конце концов, что такое саморазвитие? Общение с друзьями – саморазвитие? Если нет – то почему? Учиться готовить спагетти — саморазвитие? А адаптироваться в условиях кризиса и принимать сложные решения? Вообще говоря, немалая часть наших повседневных дел предполагает получение новых знаний, а значит так или иначе является развитием.
— «Если я прямо сейчас не получаю третье высшее – то со мной что-то не так\я недостойный (я недостаточно умен, профессионален и т.п.)»
Почему это так важно? Кто определяет, достойны вы или нет? Рискну предположить, что большинству людей, общающихся с вами, по большому счету все равно, сколько у вас образований, а интереснее, какой вы человек. Так же как и вашим коллегам вероятно важнее то, насколько хорошо справляетесь со своими задачами.
— «Если я не буду постоянно совершенствоваться, то меня отвергнут»
У меня уже был такой опыт? Откуда я это знаю? Из этой установки скорее всего логически вытекает другая – «я должна (должен) заслужить любовь или доказать свое право быть любимой (любимым)». Но право на то, чтобы быть любимыми и принимаемыми, есть у всех нас. И любят как правило не за совершенную внешность или знание пяти иностранных языков. Это вопрос отклика, который рождается или не рождается к вам у другого человека, и это не то, что можно проконтролировать.
И в заключение подумайте вот о чем: вы УЖЕ достаточно хороши
С тем уровнем навыков, знаний и опыта, которые есть у вас прямо сейчас. Вы делаете столько, сколько можете, в том темпе, который можете. Прикладывая к этому столько сил, сколько можете. Вы не супергерой, и не стоит от себя этого требовать. Выдыхайте.
Такая идея позволяет сделать одну важную вещь: перейти от «надо» к «хочу», опираясь на свой внутренний интерес и любопытство.
Пока вы мучаете себя ощущением собственного несовершенства и требуете от себя изматывающего движения к недостижимому идеалу, неоткуда взяться вашему собственному интересу и энергии.
Попробуйте провести маленький эксперимент: заменить внутри себя фразу «я должна (должен) развиваться» на «я хочу развиваться», и послушайте, как она будет звучать у вас внутри.
Что вам на самом деле интересно?
Автор: Мария Багдаева
Источник: personagrata-studio.ru
Читайте также на Зожнике по теме «Психология»:
15 признаков, что вам нужна психотерапия
Психогигиена: право не прощать
9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту
Как устроена депрессия: 3 ведущие теории и роли лития в них
Как конструктивно использовать зависть
Как выбирать психотерапевта. Мануал
Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач