Шикарный текст Татьяны Прокофьевой, психолога, нутрициолога, основательницы проекта Food.Body.Love о психологах: бывает, что запрос клиента не совпадает с тем, что может дать терапевт. Не потому что клиент «не такой» или психолог “неправильный”, а просто не совпало.

Например, человеку нужно тепло, поддержка и понимание (аля “мама”), а терапевт давит техниками.

Или человек пришел к коучу с запросом, что ничего не хочется, работа не нравится, семья разваливается, жизнь не радует. Экзистенциальный кризис. Бывает. Но вместо поиска смысла (а это дело небыстрое), он бодро под руководством психолога ставит цели и сам же их саботирует.

Круг сезонности

Есть такой интересный инструмент — круг сезонности. О нем можно узнать поподробнее в статье Елены Лопухиной или на курсе по ИКС-терапии у Марины Ивашкиной и Владимира Есаулова.

Представьте себе человеческую жизнь как смену сезонов, которую проходит человек на разных уровнях.

Младенчество — это весна. Семечко попадает в землю и прорастает. Это период формирования доверия к миру и людям.

Лето — период цветения. Это период игры, фантазий, желаний.

Осень — урожай. Отрочество и раняя юность. Тут формируется воля, уверенность в своих силах, обретаются новые навыки.

Зима — казалось бы, природа умирает, но нет. В оголившихся деревьях сохраняется жизнь. Это период нахождения смысла.

Причем человек проходит этот круг снова и снова, но каждый раз как бы на новом уровне. По спирали.

Под каждую проблематику (сезон) важен свой тип психолога и техники. Это нормально, когда через какое-то время вы чувствуете, что как будто “выросли” и вам нужен кто-то другой. Так, первый психолог у меня был гештальт-терапевтом (лето), потом был КБТ специалист (осень), а вот последние пару лет у меня психоаналитики (зима).

Весна

ВЕСНА — это про способность быть, чувствовать, доверять.

Если что-то пошло не так, то «ребенок» сталкивается с отвержением, пренебрежением, отсутствием любви, ощущением собственной ненужности и никчемности.

Если этап не был пройден, то человек “подвисает” с темами отвержения, отсутствия доверия и невозможности построить близкие отношения: “Я не нужен”, “Меня не любят”, “Никому нельзя доверять”.

Основная задача в этот период — это развитие чувствительности. Младенец, привыкший, что на его потребности не обращали внимание, вырастает во взрослого, который не слышит собственных сигналов (“А зачем? Все равно никто не поможет”).

Еще одна задача — научиться доверию, принятию.

Тут лучше всего подойдет заботливый психотерапевт, кто может дать большое количество тепла, поддержки и принятия (не инвалидизируя клиента, тем что без него тот не справится). Это просто этап, который нужно пройти, напитаться.

Наверно, похоже на острый период болезни, когда даже с кровати встать невозможно. И нужно просто лежать, спать, есть и восстанавливать силы.

В общем, смотрите в направлении телесно-ориентированной и клиентоориентированной терапии, различных техник “добаюкивания”, работы с темой принятия и доверия.

Лето

ЛЕТО — это про способность хотеть и четко называть, про общение и установление контактов, про умение включаться в группу и определение своей роли.

Кто я? Мальчик или девочка?
Какой я? Активный или пассивный?
Что я люблю? Читать или гулять?

Если что-то пошло не так, то человек сталкивается с тем, что не знает, чего хочет, или подвисает в состоянии “что хочу не знаю, а что знаю — не хочу”, не может понять, кто он, какой и, соотвественно, найти свою “стаю”.

Лучше всего тут подойдет вовлекающий психолог, кто использует игровые техники и поддерживает через “Давай вместе!”.

Из направлений: это гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, песочная терапия, психодрама на столе с игрушками. То есть нужно буквально “проигрывать” ситуации.

Осень

ОСЕНЬ — это тема отвественности, организованности, порядка, воли, достижения целей.

Когда малыш подрастает и идет в школу, то перед ним встают задачи научиться концентрироваться, ставить цели, достигать желаемого, противостоять сиюминутным хотелкам.

Вопросы тут обычно такие: “Как достичь? Каким образом добиться?” Другими словами, они про технику.

Здесь нужен тренер, учитель, коуч. То есть тот, кто поможет найти путь из точки А в точку В. Однако для этого человек должен знать, что он хочет. То есть “перепрыгнуть” летнюю тематику не получится.

Методы ДБТ (диалектическая поведенческая терапия), КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), НЛП в этом сезоне идут лучше всего.

Зима

ЗИМА — это период переосмысления, перерождения, подготовки вхождения в новую роль, обретения смысла и обретения себя.

Вопросы этого периода больше философские: “Зачем? Отчего? Для чего?” Они не имеют практического применения, но очень нужны для дальнейшего движения вперед.

И тут психолог выполняет роль наставника, мудреца.

У меня сейчас вот такой психолог. Она иногда улыбается одними уголками губ и до меня доходит какая-то невероятная вселенская истина. Так удивительно, просто находиться рядом, не говорить, не делать и позволять важному происходить.

Направления — психоанализ, логотерапия, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, а ещё религия, шаманизм.

 

Читайте тексты Татьяны Прокофьевой на Зожнике:

5 уровней сложности в отношениях с едой

Фазы перехода на осознанное питание

6 принципов осознанного питания

Татьяна Прокофьева о минимальном проценте подкожного жира

Игры калорий. Как есть сладкое без чувства вины