Как пробежать ультрамарафон North Face Endurance Challenge California
Алексей RUNNING_IDIOT написал пост, в котором рассказал как прошел его первый ультрамарафон, и как он к нему готовился.
Когда я впервые узнал о забеге на 80 км в окрестностях Сан-Франциско по холмам, выходящим к Тихому океану, то сразу захотелось принять в нём участие. Я пересмотрел множество различных календарей ультра-стартов в поисках других вариантов. Больше всего мне понравился список квалификационных стартов для UTMB (самый престижный 100-мильник Европы).
Он достаточно полный, там есть классификация по сложности — чем сложнее гонка, тем больше квалификационных баллов за неё дают. За финиш в 50-мильнике North Face Endurance Challenge (NFEC) дают 2 балла из 4х возможных. Набрав 8 баллов (за 2 года, не более чем в 3х гонках), получаешь шанс на участие в UTMB. Cами организаторы NFEC оценивают сложность своей гонки как 5/5 (самую сложную по своей шкале).
За то время что нахожусь в информационном поле ультра-сообщества, я не встречал 50-мильника, который привлекал бы к себе столько внимания. Высокие призовые, время проведения в конце сезона собирают всех сильнейших бегунов Америки, а красивейший маршрут и отличная организация — рядовых любителей трейлов. При этом регистрация на этот забег свободная и была открыта достаточно долго. Без всяких искусственных ограничений вроде лотереи или квалификации. Но что-то мне подсказывает, так продлится недолго. В моём личном списке NFEC тоже находился далеко впереди немногочисленных конкурентов (я искал 2 бальный 50-мильник в конце ноября-декабре в Европе или Америке).
Подготовка
Объёмы, км
Вертикальный набор, м
Как видно из графика, объёмы были достаточно скромные. Приходилось несколько раз менять план в сторону уменьшения нагрузки (один из таких случаев был, когда я сделал 2 тренировки 35 и 20 км за 2 дня — т. н. back 2 back long runs, которые рекомендуют некоторые зарубежные товарищи, — делаю выводы). Кроме этого, был кросс-поход на 50 км и пробег в Гатчине на 63 км, скоростной работы практически не было.
Описание трассы
Схема трассы, длина 80.8 км (данные GPS)
Профиль, суммарный вертикальный набор 3051м (данные GPS)
Трасса проходит по холмистому полуострову Marin Headlands, который находится в непосредственной близости от Сан-Франциско. Этот район окутан сетью окультуренных троп, что делает его очень удобным для занятия трейлраннингом. Ширина троп разнится от узких, где может свободно пробежать только один человек, до достаточно широких, где могла бы проехать машина. В целом, при условии отсутствия дождей, сложных участков нет.
В 2012 году из-за ливней, которые не прекращались и во время забега, трассу изменили так, что её пришлось проходить 2 раза. В этот раз погода тоже вмешалась — из-за дождей смыло мост, и трассу пришлось менять в последний день. Забегая вперед скажу, что спуск после станции Cardiac, по которому стекала вода и пробежали сотни бегунов, превратился в смачное грязевое месиво. Правда, заметных проблем для меня это не создало. Некоторые участки покрыты сервисом Google Street View, кроме того, есть замечательное видео с обзором трассы. Было два типа пейзажей — пожелтевшая трава и густой зеленый лес с ручьями и водопадами. Это добавляло разнообразия. Также был небольшой участок по асфальту.
Перед стартом
В 3.20 я вышел из отеля и направился к автобусу, который должен был довезти участников до старта. Шел мелкий, плотный дождь, по улицам текли потоки воды, кроссовки медленно намокали. Один автобус только что отъехал, ещё один ожидал своих пассажиров. Я загрузился, и мы тронулись в путь. Немного погодя, водитель — классический американец средних лет — остановил автобус и, со словами «как много здесь у нас энергии», снял куртку, протер ею запотевшие стекла и поехал дальше.
Вскоре мы были на месте. Дождь прекратился, в темноте виднелись очертания холмов, по которым нам предстояло бежать, стартовую поляну освещали мощные мобильные прожекторы. Стоял шведский стол с продуктами спонсора гонки — компании Clifbar. Было достаточно тепло, и я решил бежать в футболке и рукавах. Отдав сумки на станциию поддержки, я встал в сторонке и осмотрел окрестности. Рядом с собой увидел знакомое лицо — это был Sage Canaday, будущий победитель сегодняшней гонки, мы пожелали друг другу удачи, Сейдж поинтересовался, бегал ли я раньше эту гонку.
Потом я пошел прогуливаться по стартовому городку в поисках других знакомых. Их оказалось действительно много: Anna Frost с кем-то увлечённо беседовала, Dacota Jones (2е место) сидел с безучастным лицом, Bryan Powell, редактор сайта irunfar.com, вечно уткнувшийся в свой айфон, его коллега, Meghan Hicks, работала буквально в полевых условиях — ставила свой макбук прямо на мокрую траву. Вот последние двое были, наверное, самыми напряжёнными. Спортсмены, наоборот, выглядели расслабленными.
Перед стартом
Ход гонки
Посмотрев старт первой волны, в которой бежала вся элита, зашел в карман. Сразу запустили нашу волну, вторую. Было 5 утра, 2 часа до восхода солнца. До первой горки надо было бежать по равнине примерно 2 километра.
Начался подъём, вместо того чтобы переходить на шаг, я бежал, но максимально медленно. Приятный момент был в том, что пульс при этом был ниже, чем при активной ходьбе, а скорость выше. Спуск был достаточно крутой, чтобы легко катить с него, приходилось тормозить себя, втыкая ноги в землю и напрягая квадрицепсы, колено ненавязчиво напоминало о себе. Интересно, что будет через 30 километров?
На первой станции питания меня ждал небольшой сюрприз: я планировал брать гели с собой в карман со станций питания и есть их по ходу дистанции каждые 30 минут, но гелей не было, вместо них дали мармеладки, которые в карман так просто не положишь. Интервал приема пищи получается больше. Ну, хорошо, съедаю 2 штуки, наполняю флягу несладким изотоником и ухожу на второй круг по этой петле. Такая схема питания отлично сработала — за всю гонку я ни разу не почувствовал голода или жажды. Отдельно хочется сказать про флягу: очень удобно пить в течение всей гонки, вместо того, чтобы заливать в себя большой объём жидкости на пунктах питания. Сама фляга нисколько не тяготит.
Alta Trail, полтора часа в пути
По ходу гонки я познакомился со многими бегунами. Больше всего мне запомнился Джейсон из Боулдера, который специализируется на 100-мильниках. Я был быстрее его ходом, но он, практически, не задерживался на станциях питания — быстро хватал что-то и убегал, мне все время приходилось его нагонять.
Пробегая станцию, на которую я отправил сумку с вещами, скинул туда фонарик и рукава. На половине дистанции начинается участок, который пробегается туда и обратно, причем, часть этого участка — узкая тропа, расположенная на крутом склоне на которой может поместиться только один человек, поэтому бегущий туда должен уступать дорогу бегущему обратно. Это создаёт определённые трудности, но в то же время, добавляет динамику — всегда интересно посмотреть кто бежит быстрее или медленнее тебя. Я надеялся встретить лидеров, но они уже пробежали этот этап.
Спуск на станцию Muir Beach, ~30км в пути
Когда закончился участок, я радостным возгласом «Yes!!» ответил на подбадривающее «good job» волонтеров, дежуривших у развилки, и побежал вниз. Спуск проходил по плотному зеленому лесу и был довольно техничным. Тут я понял, что с ногами нет никаких проблем, а чувствую себя довольно уверенно, несмотря на ступеньки и частые развороты на 180 градусов. Пульс, правда, не опускался ниже 165 (при максимальном 180), это многовато. К этому моменту я пробежал 50км и был в пути 5,5 часов. В рацион питания добавились чипсы и кола.
В конце спуска на станции Stinson Beach ко мне присоединился мой пейсер — Ваня. Практика пейстерства широко распространена на американских 100-мильниках. Её идея заключается в обеспечении безопасности участника, который становится уязвимым будучи сильно истощённым и уставшим.
С этого момента в подъёмы я мог только заходить. Если подъём был достаточно крутым — сильно болела поясница. Приходилось упираться руками в колени, снимая часть нагрузки со спины. Возможно, на данном этапе могли пригодиться палки. Спуски по-прежнему бежались хорошо, и я обычно обгонял всех, кто обходил меня в подъём.
За разговорами с Ваней, оставшиеся 30км пролетели незаметно. Забираясь в последний подъём, мы обсуждали участок перед финишем. К нашему обсуждению подключился другой бегун. Его звали Стас, он с 9 лет живет в Америке.
Ну, вот и последняя станция питания. Дальше спуск и небольшой участок по асфальту. Закидываю горсть скитлз, запиваю колой, и мы с Ваней устремлялся на финиш. Я был измотан, но чувствовал себя достаточно хорошо. Единственное, от продолжительных спусков сбились ногти на больших пальцах, и я немного прихрамывал на обе ноги. Моё время 9 часов 36 минут. Хоть я и хотел выбежать из 9 часов, убрать лишние полчаса мне было бы сложно — практически всю гонку я шел в своём оптимальном темпе. Можно было бы ускориться в начале, но это вынудило бы замедлиться раньше, и время в итоге оказалось бы хуже. Прощаемся с Ваней — ему долго добираться до дома. Я решаю еще остаться потусить в финишном городке. Вскоре после меня финиширует Джейсон. Поздравляем друг друга и обнимаемся как давние друзья, договариваемся на том, что в будущем надо сбегать как-нибудь вместе.
Надо сказать, что у меня совершенно не было аппетита. Американские трейлраннеры признаются в любви к пиву, и на меня оно обычно в малых количествах оказывает тонизирующий эффект — но тогда я смог выпить только пару глотков местного Sierra Nevada. Попробовал поесть нормальной еды: наложил себе тарелку пасты с курицей — осилил лишь полмакаронины.
После финиша с Ваней
После финиша с Джейсоном
На следующий день мне пришлось вернуться к месту старта, чтобы забрать свои сумки, которых я в прошлый день не дождался со станций поддержки. Возвращался в пустом автобусе, который ехал, чтобы забрать новую порцию полумарафонцев. Водитель, узнав что я из России, сказал, что изучал историю Восточной Европы, а теперь водит автобус. «Никому здесь нет дела до истории» — его слова.
Но вернемся к гонке.
Мои выводы: отличное мероприятие, очень высокий уровень организации, шикарная трасса, хоть и уязвимая перед дождями, которые не редкость в это время года. Своим результатом, с учетом выполненной подготовительной работы, доволен. Как мне кажется, если бы я сделал несколько недель с объёмом 100км с соответствующим увеличением набора высоты, то смог бы существенно улучшить свой результат. Есть ещё большой простор для тренировки скоростного прохождения длинных спусков и подъёмов, это сложно сделать в условиях равнины, но варианты всегда есть, было бы желание. Я нахожу эту дистанцию умеренно сложной. Для сравнения: на марафоне в Праге, когда я оголодал после 35км, мне было намного хуже, чем в любой момент этой гонки. В какой-то мере она проще марафона т. к. бежится в более комфортном темпе.
Экипировка
- кроссовки Brooks Cascadia 9 отлично держали на самых грязных участках, адекватный баланс жесткости и амортизации
- носки — «перчатки» Injinji — неизвестно благодаря им, или нет, но мозолей не было
- гетры Compressport — всегда надеваю их на длинные пробеги, вроде ногам в них немного легче, по крайней мере, не пачкаются
- фляга Amphipod 0.6л — очень удобно лежит в руке, для такой температуры и частоты станций с питьём, возможно, хватило бы и меньшего объёма — на второй половине дистанции нести полную флягу было тяжеловато
- фонарик Petzl Tikka XP2 — есть рассеивающая линза которая создаёт мягкий свет, не очень мощный, но для условий этой гонки (светила луна) его более чем достаточно
- часы Polar V800 — держат заряд 13 часов
Так что же лучше — марафон или трейл? Как и ожидалось, ни то ни другое. Марафон — это жёсткая работа на результат, а трейл — это для удовольствия. Я так вижу.
Читайте на Зожнике:
Силовая подготовка для бегунов