0:12
Семь лет назад ко мне пришёл студент и предложил инвестировать в его компанию. Он сказал: «Мы с тремя друзьями собираемся взорвать рынок, продавая вещи онлайн». Я ответил: «ОК, вы, ребята, всё лето над этим трудились, так?» «Нет, мы все работали в компаниях — вдруг бы это не сработало». «Ясно, но вы собираетесь посвятить этому всё время после выпуска?» «Не совсем. У каждого из нас есть запасные варианты работы». Прошло шесть месяцев, настал день запуска компании, а у них ещё вебсайт не готов. «Вы, ребята, понимаете, что вся ваша компания — это сайт? Буквально». Само собой, я отказался в них инвестировать.

0:52
Потом они назвали компанию Warby Parker.

Снимок экрана 2016-05-31 в 10.55.10

0:54
(Смех) Они продают очки онлайн. Недавно их признали самой инновационной компанией в мире и оценили больше чем в миллиард долларов. Теперь моя жена отвечает за наши инвестиции. Почему я был так неправ?

1:12
Чтобы выяснить, я стал изучать тех, кого я называю «оригиналами». Оригиналы — это нонконформисты, люди, которые не только придумывают новые идеи, но и действуют, чтобы реализовать их. Люди, которые выделяются и громко заявляют о себе. Оригиналы способствуют творчеству и изменениям в мире. На них хочется сделать ставку. И они выглядят совсем не так, как я ожидал. Я хочу показать вам три вещи, которые я узнал о том, как распознать оригиналов и стать немножко похожими на них.

1:41
Первая причина, по которой я отказал Warby Parker, была в их медлительности. Вы все прекрасно знаете, что происходит в голове у прокрастинатора. Признáюсь вам — я, наоборот, прекрастинатор. Да, есть такой термин. Вам знакома эта паника, когда до срока сдачи два часа, а у вас ещё ничего не готово. Я чувствую панику уже за два месяца до срока.

2:10
Это началось давно: когда я был ребёнком, я всерьёз играл в Nintendo. Я вставал в пять утра, начинал играть и не останавливался, пока всё не получалось. Наконец я совсем отбился от рук, и местная газета сделала репортаж о тёмной стороне Nintendo с моим участием.

2:40
После я променял волосы на зубы.

2:48
Но это здóрово пригодилось мне в колледже, потому что я закончил свою выпускную работу за четыре месяца до срока. Я гордился этим, пока несколько лет назад ко мне не пришла Джия, моя студентка, и не сказала: «Самые лучшие идеи приходят, когда я прокрастинирую». «Очень мило, а где те четыре работы, которые ты должна была сдать?»

3:12
Она была одной из самых творческих студенток, и я решил проверить этот тезис, как организационный психолог. Я дал ей задание собрать некоторые данные. Она сходила в несколько компаний. Работники заполнили опросы о том, как часто они прокрастинируют. Потом она попросила начальников оценить их новаторские и творческие качества. И разумеется, прекрастинаторы вроде меня, которые бегут и делают всё раньше срока, оцениваются как менее творческие, чем те, кто прокрастинирует в меру. Я хотел знать, что происходит с хроническими прокрастинаторами. Она ответила: «Я не знаю, они не заполнили мой опросник».

3:48
Вот наши результаты. Как видите, те, кто откладывает до последней минуты, так заняты валянием дурака, что у них не возникает новых идей. С другой стороны, те, кто сразу берётся за дело, так неистово нервничают, что у них тоже нет свежих идей. Похоже, оригиналы находятся в золотой середине. Почему? Может, у оригиналов просто плохие рабочие привычки. Может, откладывание дел не способствует творчеству.

4:21
Чтобы выяснить это, мы провели несколько экспериментов. Мы попросили людей придумать новые бизнес-идеи, а потом независимые читатели оценивали, насколько эти идеи творческие и полезные. Кого-то мы попросили сделать задание сразу же. Других мы заставили прокрастинировать, дав им поиграть в «Сапёра» пять или десять минут. Конечно, умеренные прокрастинаторы оказались на 16% более творческими, чем две другие группы. «Сапёр» классный, конечно, но не он способствует такому эффекту, потому что если вы играете в игру и только потом узнаёте о задании, всплеска творчества не происходит. Только когда вы уже знаете, что вам нужно работать над заданием, и начинаете прокрастинировать, но задание активно на заднем плане в ваших мыслях, тогда у вас что-то зарождается. Прокрастинация даёт время рассмотреть разные идеи, подумать нелинейно, сделать неожиданные шаги.

5:15
Когда мы завершали эти эксперименты, я начинал писать книгу об оригиналах, и я подумал: «Отличное время, чтобы научить себя прокрастинировать, пока я пишу главу о прокрастинации». Для перехода к прокрастинации я, как уважающий себя прекрастинатор, на следующий день встал пораньше и составил план того, как буду прокрастинировать.

big-dark_clouds

5:42
Потом я усердно работал, чтобы достичь цели по недостижению цели. Я начал писать главу о прокрастинации, и однажды — примерно на середине — я буквально бросил работу на полуслове на месяцы. Это было ужасно. Но когда я вернулся к работе, у меня была куча новых идей. Как сказал Аарон Соркин, «Вы называете это прокрастинацией, я называют это раздумьями». Попутно я выяснил, что многие из великих оригиналов были прокрастинаторами. Взять Леонардо Да Винчи. Он в течение 16 лет работал над Моной Лизой, чувствуя себя неудачником. Он сам написал об этом в дневнике. Но отвлекавшие его опыты с оптикой изменили то, как он изображал свет, и сделали его лучшим художником. А Мартин Лютер Кинг-младший? Ночью перед сáмой главной речью в его жизни, перед Маршем на Вашингтон, он не спал до трёх ночи, переписывая её. Он сидел и ждал своей очереди подняться на сцену и всё ещё делал пометки и вычёркивал ненужное. Когда спустя 11 минут он поднялся на сцену, он оставил свои заметки и вместо них произнёс четыре слова, которые изменили ход истории: «У меня есть мечта». Этого не было в заготовке. Откладывая задачу доработки речи до самой последней минуты, он остался открытым для огромного количества возможных идей. А поскольку речь не была ещё высечена в камне, у него была свобода импровизировать.

7:19
Прокрастинация — враг продуктивности, но она может быть преимуществом для творчества. У многих великих оригиналов мы видим, что они быстро запрягают, но долго едут. Именно это я упустил с Warby Parker. Когда они медленно запускались в течение шести месяцев, я смотрел на них и говорил: «Многие уже начинают продавать очки онлайн». Они упустили преимущество первых. Но я не понимал, что они проводили это время в попытках придумать, как убедить людей не бояться заказывать очки онлайн. Похоже, преимущество быть первым — во многом миф. Посмотрите на исследование более 50 категорий товаров, которое сравнивает первых — создателей рынка — с теми, кто предложил изменённый и улучшенный вариант. У первопроходцев процент неудачи составляет 47%, а у тех, кто улучшает, — всего 8%. Посмотрите на Facebook, который запустился после Myspace и Friendster. Посмотрите на Google, они ждали несколько лет после Altavista и Yahoo. Намного проще улучшить чью-то идею, чем создать что-то новое с нуля. Урок, который я усвоил: не обязательно быть первым, чтобы быть оригинальным. Нужно просто отличаться и быть лучше.

8:37
Но это была не единственная причина моего отказа Warby Parker. Они были полны сомнений. Они составляли запасные планы, и я засомневался, есть ли у них мужество быть оригинальными, потому что я ожидал, что оригиналы выглядят примерно вот так.

8:57
На поверхности многие оригиналы выглядят уверенными, но за сценой они чувствуют те же сомнения и страх, что и мы с вами. Просто они по-другому к ним относятся. Это наглядное изображение того, как у большинства из нас выглядит творческий процесс. [1. Круто. 2. Сомнительно. 3. Некудышно. 4. Я никуда не гожусь.

9:15
5. Приемлемо. 6. Круто. (Смех)

9:19
В моих исследованиях я выяснил, что есть два типа сомнений: сомнение в себе и сомнение в идее. Сомнение в себе парализует. Заставляет остановиться. А сомнение в идее даёт энергию, мотивирует пробовать, экспериментировать, переделывать, как делал Мартин Лютер Кинг. Ключ к оригинальности — простая вещь: избегать прыжка от пункта три к пункту четыре. Вместо: «Я никуда не гожусь» вы говорите: «Первые два варианта всегда никудышные, я просто ещё не дошёл до цели». Как дойти до неё? Подсказка, кажется, в том, каким браузером вы пользуетесь. Можно предсказать ваши результаты и заинтересованность, зная, какой браузер вы используете. Кому-то могут не понравиться результаты этого исследования…

10:07
Но есть свидетельства, что пользователи Firefox и Chrome работают намного лучше, чем пользователи Internet Explorer и Safari. Так-то.

10:18
Ещё они на 15% дольше работают на одном месте. Почему? Это не техническое преимущество. У всех четырёх групп пользователей примерно одинаковая скорость печати и один и тот же уровень владения компьютером. Это связано с тем, откуда берётся браузер. Если вы пользуетесь Internet Explorer или Safari, они были предустановлены на вашем компьютере, и вы приняли вариант, предложенный вам по умолчанию. Если вы хотели Firefox или Chrome, вам нужно было усомниться и спросить, нет ли варианта получше, а потом проявить сообразительность и скачать новый браузер. Люди слышат об этом исследовании и думают: «Круто, если я хочу работать лучше, мне нужно просто обновить браузер?»

10:57
Нет, это о том, чтобы быть тем, кто начинает сомневаться в варианте по умолчанию и искать варианты получше. Если вы хорошо это сделаете, вы откроете себя для чего-то противоположного дежавю. У этого есть название — это «вюжаде».

11:15
Вюжаде — это когда вы смотрите на что-то, что видели сотню раз, и неожиданно видите это свежим взглядом. Это как сценарист, который смотрит на сценарий, пролежавший на полке полвека. В каждой из последних версий главным героем была злодейка-королева. Но Дженнифер Ли усомнилась: а есть ли в этом смысл? Она переписала первый акт, и вместо злодейки появилась угнетённая героиня, а «Холодное сердце» стало самым успешным анимационным фильмом. У этой истории простая мораль. Когда вы чувствуете сомнение, не отпускайте его.

Big-cloud-rumbling-over-Tokyo

11:52
Что насчёт страха? Оригиналы тоже боятся. Они боятся неудачи, но от всех остальных их отличает то, что они ещё больше боятся не попробовать. Они знают: можно провалиться, начиная бизнес, который обанкротится, или можно провалиться, вообще не начиная бизнес. Они знают, что в конечном счёте больше всего мы жалеем не о действиях, а о бездействии. То, что мы хотели бы переделать — взгляните на науку — это неиспользованные шансы.

12:20
Элон Маск недавно сказал мне, что он не ожидал успеха Tesla. Он был уверен, что в первые несколько запусков SpaceX не достигнет орбиты, не говоря уж о возвращении, но это было слишком важно, чтобы не попытаться. Многие из нас, когда у нас есть важная идея, не пытаются. У меня есть хорошие новости. Вас не осудят за ваши плохие идеи. Но многие думают, что их осудят. Если посмотреть на индустрии и спросить людей об их сáмой большой идее, самом важном предложении, 85% промолчали вместо того, чтобы сказать. Они боялись опозориться, показаться глупыми. Но знаете что? У оригиналов есть множество плохих идей, тысячи плохих идей. Возьмём того, кто изобрёл вот это. Вам есть дело до того, что он придумал говорящую куклу, такую жуткую, что она пугала и детей, и взрослых? Нет. Вы прославляете Томаса Эдисона как изобретателя лампочки.

13:19
Если посмотреть на разные отрасли, величайшие оригиналы проваливались больше всего, потому что они больше всех пытались. Возьмём классических композиторов, лучших из лучших. Почему у некоторых из них больше страниц в энциклопедиях и больше переизданий их произведений? Один из основных факторов — суммарное количество созданных композиций. Чем больше вы произвóдите, тем больше разнообразия, и тем больше ваши шансы наткнуться на что-то оригинальное. Даже легендам классической музыки — Баху, Бетховену и Моцарту — пришлось написать сотни и сотни композиций, чтобы создать намного меньшее количество настоящих шедевров. Вы, возможно, спрóсите, как этот человек стал великим, не cделав так уж много? Не знаю, как у Вагнера это получилось. Но почти всем из нас, если мы хотим быть оригиналами, нужно придумывать больше идей.

14:15
Когда основатели Warby Parker пытались придумать название для компании, им нужно было что-то сложное, уникальное, без негативных ассоциаций, чтобы создать розничный бренд, и они перебрали больше 2 000 вариантов, пока не остановились двух фамилиях Warby и Parker. Если сложить всё это вместе, то выходит, что оригиналы не так уж отличаются от остальных. Они боятся и сомневаются, они прокрастинируют. У них есть плохие идеи. И иногда — не вопреки, а благодаря этим качествам они достигают успеха.

14:47
Когда вы видите такие черты, не совершайте мою ошибку. Не вычёркивайте их. А если это вы сами, не списывайте себя со счетов. Знайте, что быстрый старт и медленное завершение могут усилить ваш творческий порыв, вы можете мотивировать себя, усомнившись в своих идеях и приняв страх неудачи, чтобы попробовать, и что вам нужно много плохих идей, чтобы получилось несколько хороших.

15:07
Быть оригинальным непросто, но я ни капли не сомневаюсь, что это лучший способ сделать мир вокруг лучше.

15:15
Спасибо.

Читайте на Зожнике: 

Гид по прокрастинации: что это и как с ней бороться

Почему прокрастинатор прокрастинирует?

О вреде мотивации для фитнеса

Энзимы в сосисках и гречневая каша в головах

Почему гомеопатия не работает