По пятницам мы хотим рассказывать вам
интересные истории. Вот вам подборка всех случаев чудесного
спасения в авиакатастрофах. Включая знаменитую историю в Андах 1972
года.
26 января 1972 года все информационные агентства мира сообщили о
взрыве над чешским городом Сербска-Каменице на высоте 10160 метров
югославского пассажирского самолета DC-9, следовавшего рейсом из
Копенгагена в Загреб. Причиной трагедии стала бомба, спрятанная на
борту аваиалайнера хорватскими террористами. Впрочем, официально
преступление осталось нераскрытым, а имена исполнителей не
установлены. Шансов выжить в подобных катастрофах очень и
очень мало, и обычно сообщения о них заканчиваются одинаковой
фразой: «Все находившиеся на борту погибли».
Но мир облетела сенсация: 22-летняя стюардесса Весна Вулович
осталась жива, упав с огромной высоты – единственная выжившая из 28
пассажиров и членов экипажа. Относительно “мягкую” посадку ей
обеспечили заснеженные кроны деревьев, самортизировавшие удар
обломков фюзеляжа. Правда, в себя девушка пришла лишь через месяц.
Кстати, 22-летняя стюардесса Весна Вулович не должна
была лететь на этом рейсе, но из-за ошибки авиакомпании направлена
на него вместо другой бортпроводницы с таким же именем (Весна
Николич). На день катастрофы Весна ещё не окончила обучение и в
экипаже находилась в качестве стажёра.
Когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском
салоне. Она сразу потеряла сознание, и впоследствии не смогла
вспомнить, что делала и где именно находилась (в средней части
фюзеляжа или в хвосте).
Весне повезло не только в том, что самолет упал на заснеженные
деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из
местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком
полевом госпитале и знавший азы первой медицинской помощи. Он-то и
обнаружил едва дышащую Вулович среди мертвых тел пассажиров, и
оказал ей первую помощь. Вероятно, это и спасло ей жизнь. Но врачи
еще долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в
себя, в этом были сомнения. Но шли дни, и молодой организм все
уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.
Спустя 2 месяца после аварии Вулович была на самолете
отправлена из Праги в Белград. Были опасения, что полет может
негативно отразиться на психическом состоянии девушки. Все-таки
падение с такой высоты не могло пройти бесследно. К счастью, все
обошлось благополучно – Весна ничего не помнила из событий того
страшного дня и поэтому никак не отреагировала на новый
полет. Всего на излечение ушло 16 месяцев, 10 из которых у
Весны была парализована нижняя часть тела.
Этот факт даже занесли в книгу рекордов Гиннесса, как самый
высотный прыжок без парашюта – в 1985 году. Любопытная
деталь: когда Весна приехала в Лондон, на церемонию вручения
сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней
аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир ее юности.
Весна Вулович после выздоровления пыталась вернуться к работе
стюардессой в Yugoslav Airlines, но в итоге получила офисную
должность в авиакомпании.
Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома
в Белграде в возрасте 66 лет. Причина смерти не раскрывается.
В общей сложности людей, выживших в авиакатастрофах, насчитывается
во всем мире несколько десятков, не считая тех, кто выжил в
катастрофах при взлете и посадке самолетов.
Впрочем, в отличие от истории с Весной, почти все они
связаны с военными самолетами и Второй мировой
войной.
- В 1942 году в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик
Ил-4. Штурман экипажа Иван Чисов покинул самолет на высоте более 7
тысяч метров. Парашют раскрылся так, как ему и положено, но
оказался на пути горящего самолета. Дальше Чисов падал без
парашюта. Спас его толстый снежный покров и откос глубокого оврага,
куда счастливчик и соскользнул под достаточно острым углом.
- В мае 1943 года над Голландией был сбит британский
бомбардировщик “Вентура”. Самолет развалился на части, и его
обломки устремились вниз. Хвост машины, где находился стрелок
Уильям Станнард, был поврежден незначительно, очень удачно попал в
воздушный поток, что ослабило удар при падении. Летчик отделался
только ушибами.
- В ноябре того же года во время налета на Бремен огнем немецкой
зенитной артиллерии был подбит американский бомбардировщик В-17.
Парашют одного из членов экипажа – Юджина Морана – был поврежден и
он не мог им воспользоваться, поэтому падал вниз вместе с
самолетом. Деревья смягчили удар. Моран был взят в плен,
4 месяца он провел в немецких госпиталях, но он
выжил.
- В марте 1944 года во время налета на Германию был сбит самолет
англичанина Николаса Элкимейда. Летчик хотел спастись на парашюте,
но тот не раскрылся. Удар о землю после падения с высоты более 5
километров был смягчен елью и снежным сугробом толщиной около
полуметра. Удивительно, но обошлось без единого перелома. В военной
прессе, где этой случай был широко описан, Элкимейда
называли “выжившим кандидатом в покойники”.
- В апреле 1944 года во время очередного налета истребитель
немецких люфтваффе уничтожил американский бомбардировщик В-24. Три
пилота, находившиеся на его борту, не смогли воспользоваться
парашютами и вместе с обломками самолета упали с высоты более
5 километров. Два летчика погибли, а вот Мерл Хасенфратц остался
жив, отделавшись переломами ног и выбитым глазом.
- Пилота американского бомбардировщика В-17 Федерико Гонзалеса
сбили на высоте более 8 км в январе 1945 года над Дюссельдорфом.
Получив ранения, он не смог покинуть горящий самолет и вместе
с ним упал на землю. Гонзалес остался жив, но через несколько дней
скончался в госпитале.
- В феврале 1945 года над Австрией столкнулись два американских
бомбардировщика В-17. Стрелок одной из машин Эрвин Косиесарек
оказался заблокированным в хвостовой части, не смог покинуть
самолет и упал вместе с ним с высоты более 8 километров. Остался
жив и попал в плен.
- Еще 2 американских бомбардировщика В-17 столкнулись в том
же месяце над Бельгией. Один из пилотов Джо Джонс упал на землю с
высоты около 4 километров. Он получил серьезные ранения, попал в
полевой госпиталь, где и пришел в себя через несколько дней, но
выжил.
Следующее событие произошло через много лет после того, как
отгремели бои на полях сражений. 23 декабря 1971 года в Перу
разбился пассажирский авиалайнер. Кстати, эти события
произошли всего за месяц до чудесного спасения Весны Вулович.
Примерно через полчаса после вылета из Лимы самолет угодил в грозу.
В результате удара молнии лайнер загорелся и чуть
позже разлетелся на куски. 17-летняя пассажирка Хулиана Кепке
потеряла сознание, а когда очнулась, обнаружила себя пристегнутой к
креслу и висящей на дереве. Как позже выяснилось, она была
единственной выжившей в трагедии. Но путь к ее спасению лежал через
сельву, по которой она скиталась 11 дней, пока не встретила
индейцев, доставивших ее в госпиталь.
Еще одна авиакатастрофа, послужила основой для сценария к
кинофильму “Живые” (1993 год), в котором режиссер Фрэнк Маршалл
реконструировал печально известные события о крушении уругвайского
самолета в чилийских Андах в 1972-м. Фильм снят
по книге Пирса Пола Рида
«Живые: История спасшихся в Андах»,
основанной на документальном материале.
Эта жуткая история началась 13 октября 1972 года – после
падения на землю пассажирского авиалайнера, выжили 29 из 45
человек, находившихся на борту. В поисках спасения им пришлось
пробираться через горы, заниматься каннибализмом. Лишь через 72 дня
(!) после аварии 16 человек были спасены.
В августе 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение
пассажирского самолета Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. В
авиакатастрофе выжила лишь Лариса Савицкая, возвращавшаяся в
тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного
путешествия. Ее нашли через три дня в глухой тайге с серьезными
травмами.
Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный
британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором
путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял
герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он
ударился о водную гладь, превышала 70 км/ч.
Но Фоссет отделался только легким испугом. Спустя некоторое время
он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное
путешествие на воздушном шаре.
Последний по времени случай спасения после
авиакатастрофы: летом 2003 года суданский “Боинг-737” упал в
пустыню на берегу Красного моря. Среди 117 человек на
борту в живых осталась только 2-летняя суданка
Лена.
Источники: статьи в Wikipedia, газета “Секретные материалы”.