Александра Герасимова, СЕО сервиса FITMOST
написала для Зожника текст о тенденциях в западной фитнес индустрии
– фитнес-клубы разного характера, бутиковые и моно- студии,
месячные абонементы по подписке и единые – в разные
клубы.
Очевидно, что все, что касается индустрии фитнеса, в
значительной части приходит к нам с Запада, где она кипит и
развивается намного дольше.
Фитнес-индустрию сейчас меняет и цифровой мир, и стремление людей к
уникальности, индивидуальности, и научные данные и новые методики
тренировок.
Причем, скорость волн распространения этих трендов заметно выросла
– многие из перечисленных ниже – уже здесь, пусть еще в процессе
формирования, в то время как на западе это уже неотъемлемая часть
индустрии.
В России фитнес-клубы весьма похожи между собой и конкуренция между
ними идет по большей части – ценовая и это то, что
свидетельствует об относительной незрелости индустрии.
В США почти каждая спортивная организация – это не только
тренировки, но еще и набор определенных ценностей, каждая стремится
не быть похожей, а наоборот – быть как можно меньше похожей на
остальных и найти свою аудиторию для которой этот клуб будет чем-то
уникальным.
Например, есть клуб для хардкорных культуристов-бодибилдеров –
здесь, например, даже есть специальный подиум для тренировки
позирования.
А сеть клубов Fitness Planet позиционирует себя как клубы для
новичков и легкий (и совсем недорогой) способ начать заниматься
спортом.
Есть также клубы, куда привыкли ходить, например
афроамериканцы, есть клубы для «белых воротничков» и
многие другие.
Поколение миллениалов предпочитает тренировки в моно-студиях,
небольших бутиковых клубах, где проводятся занятия по 1-3 видам
тренинга. Если раньше в студии выделялись в основном йога и танцы,
то теперь «отпочковываются» и много других направлений. Особенно
это касается всех групповых занятий.
Для этого поколения спорт и фитнес нужны не просто для поддержания
формы, но и как способ получения нужных эмоций. В студиях атмосфера
поддерживает и усиливает этот эффект.
Если бокс – то в кирпичных брутальных стенах, если стретчинг – то в
светлых просторных бежево-розовых залах.
Как результат, в последние годы количество клиентов фитнес-студий в
США росло по 15-18% в год, в то время как традиционный сетевой
фитнес рос на 1-2%.
В России в последние годы это направление также растет: открыты
сотни, если не тысячи мини-студий, которые даже уже вырастают в
мини-сети. Сейчас тренд преимущество сосредоточен в Москве, в
регионах резкого роста пока не заметно.
В США модель годового членства отходит на второй план и
интерес аудитории смещается в сторону абонементов по подписке
с помесячной оплатой. Интересно, что это изменение никак не
зависит от категории: есть фитнес-клубы по подписке всего за $10 в
месяц, есть и престижные, например, клуб – Equinox за $300-600 в
месяц.
И, конечно, намного больше чем в России здесь распространена
система «pay-as-you-train» c оплатой за тренировки – сколько
потренировался, столько заплатил. Цены в хороших студиях достигают
$40 за одно занятие, но в среднем это порядка $20 за занятие.
Пакетами дешевле, но не намного.
В России модель подписки начинают активно внедряться. Новые
современные клубы – Raketa, Spirit, “5 элемент” запустились сразу с
этой моделью.
Старым игрокам сложно решиться на такие внедрения, но из-за
давления рынка им приходится внедрять абонементы на более короткие
сроки (3-6 месяцев).
Что касается оплаты за тренировки, большинство студий работают
таким образом и самые продаваемые – это пакеты услуг, так как
оплата каждый раз за тренировку во-первых выходит намного дороже,
во-вторых – непривычна.
В 2012 году в США появился Classpass – единый абонемент в различные
студии и клубы. Эта модель нашла огромный успех у женской
половины миллениалов благодаря возможностям совмещать разные
занятия в разных студиях (например, в одной студии – йогу, в другой
– силовую нагрузку), не зависеть от одного места и открывать для
себя новое.
В России самый крупный единый абонемент FITMOST на август 2018 года
объединяет свыше 600 студий в 6 городах России (Москва,
Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург и Казань). При
этом такой формат вполне пользуется популярностью: за 2,5 года
работы через сайт было обработано более 100 000 записей на
тренировки.
Для студий эта модель также оказалась весьма удачной: возможность
дозаполнить занятия без расходов на маркетинг и в то же самое время
продолжать получать прибыль с клиентов, которые, например, не хотят
активно заниматься данным видом или могут посещать только по
выходным и получать с них какую-то дополнительную прибыль. С учетом
непостоянства нового поколения это возможность не потерять их
совсем, а продолжать получать дополнительную выручку, даже если они
сходят 1-2 раза в месяц.